Школьный дневник

Страна должна развиваться с опорой на образование, профессионализм, духовность

Страна должна развиваться

Страна должна развиватьсяБОСС-профессия | Духовное развитие
Текст | Ирина Лукина
Фото | Александр Данилюшин

Методолог, философ, целитель, предприниматель, основатель Школы Причинности Василий Гоч — о будущем России и основных факторах, которые должны учитывать стратегические планы развития страны.

Образование VS недоразвитость

— Василий Павлович, мы вступаем в год новых президентских выборов. Участие в них примет и действующий президент России Владимир Владимирович Путин. Какие ключевые темы, на ваш взгляд, должны войти в новую президентскую программу?

— Одна из основных проблем современного мира — это человек и его недоразвитость. Это и проблема Запада, и в определенной степени наша проблема.

Чтобы реализовать стратегические перспективы, стоящие перед Россией, нужно исключить проблему недоразвитости. А недоразвитость устраняется образованием. Поэтому, на мой взгляд, в президентской программе в качестве приоритетных должен быть обозначен комплекс мер, направленных на поддержку сферы образования. Кроме того, в ней необходимо выделить программы, направленные на укрепление института семьи, поскольку семья служит раскрытию духовного потенциала человека. Не менее важно также подчеркнуть значимость вопроса самообразования: человеку недостаточно образования, которое он может получить от государства в рамках своих конституционных прав. Он должен всю жизнь учиться и заниматься саморазвитием.

— Недоразвитость в вашем понимании — это своего рода антитеза духовному развитию?

— Вернее, это отсутствие стремления к духовному развитию. И отсутствие стремления повышать свое мастерство в той области, которую вы избрали. И уход в закрытые мирки, и, если позволите, даже в интернет. Недоразвитость для меня — это и двойные стандарты, подмена ложью правды, присваивание ложных имен, то есть все то, чем грешит западный мир, что активно применяется им по отношению к России.

Взять лучшее из советской школы

— По каким направлениям следует совершенствовать нашу образовательную сферу?

— Думаю, стоит обратиться к советской системе образования и взять на вооружение лучшие ее наработки.

Советское образование было весьма качественным, начиная со школьного и заканчивая вузовским. В советской школе все было гармонично: математика, русский язык, литература, история, география, физика, химия, художественные дисциплины, физическое воспитание. Все это подавалось детям в комплексе. И к этому необходимо вернуться. Правда, тогда было маловато предметов, связанных с изучением природы: не просто природоведения, а более глубоких дисциплин, направленных на изучение законов мироздания. Такие предметы, на мой взгляд, целесообразно ввести в российской школе. А «методической» моделью может послужить опыт недавно открытого в Москве парка «Зарядье». Парк уже работает в этом направлении, и очень хорошо, что у детей и их родителей есть возможность в одном месте увидеть, насколько разнообразна природа нашей страны, и, как говорится, «потрогать» это разнообразие. Это совсем другой уровень, нежели посмотреть красивую картинку в учебнике или же найти пространное описание в интернете.

Конечно, сегодня мы сталкиваемся с вызовами, которых не знала советская школа. Это тот же интернет. И нашей школе нужно найти ему альтернативу, сделать так, чтобы наши дети не проводили в Сети слишком много времени. А если бы и обращались к интернету, то лишь для обучения.

Другой довольно острый для российской школы вопрос — это аттестация знаний учащихся. Я считаю, опыт ЕГЭ оказался противоречивым. Возможно, стоит пересмотреть поле применения этого экзамена, вернув в аттестацию практику собеседования учителя и ученика. Для становления молодого человека это имеет гораздо большее значение, нежели получение сиюминутного результата тестирования.

— В системе профессионального образования тоже нелишне вспомнить о советском опыте?

— Именно. Потому что это была целостная система, где равное внимание уделялось как гуманитарным, так и техническим дисциплинам. Я, например, учился в вузе по инженерной специальности и помню, на каком высоком уровне нам преподавали философию — предмет, на первый взгляд совсем не обязательный для инженеров-конструкторов. И теперь философию необходимо включать в вузовские программы подготовки будущих специалистов независимо от их профиля.

Еще одна дисциплина, на которую стоит сделать упор в любом вузе, — это русский язык. Считается, что к моменту поступления в вуз наши абитуриенты уже основательно его знают. На деле же мы имеем обратное: сегодня, к сожалению, очень мало молодых людей владеет русским языком в совершенстве. А если человек не знает языка своей страны, он оторван от корней своего народа.

Не надо забывать и о системе среднего профессионального образования, которая существовала в Советском Союзе. Нужно восстановить эту систему. Может, не в старом формате ПТУ, потому что за последние несколько десятков лет значение ПТУ в глазах нашего общества сильно обесценилось, а повысив ранг таких образовательных учреждений, укрепив престиж их дипломов.

Конечно, мы не вправе рассчитывать на то, что все эти изменения приведут к тому, что наши выпускники вузов и ссузов выйдут из их стен высококлассными профессионалами. Как показывают мировые исследования, специалистами высокого класса становится лишь 5% выпускников. Это касается любой отрасли. Остальные 95% молодых специалистов работают, что называется, на подхвате. Однако я считаю, что этим людям ничто не мешает стать крепкими профессионалами, хорошо изучив свое дело. Главное — создать им для этого стартовые возможности.

Три условия для развития

— Задачи духовного развития должны найти какое-то отражение в президентской программе?

— По большому счету духовное развитие не требует себе места ни в какой государственной программе. Оно самодостаточно и помогает стране развиваться.

— Выборы влекут за собой изменения на высшем уровне исполнительной власти. По каким критериям надо подбирать людей, которые будут реализовывать решения президента?

— На первом месте должен стоять профессионализм. Чиновник, да и любой другой человек должен быть в первую очередь профессионалом.

— А почему не духовное развитие?

— Духовное развитие — это весьма непростая вещь. К нему следует стремиться каждому из нас. Однако, для того чтобы его достичь, требуются годы, человек должен пройти определенный путь, что-то осознать, от чего-то отказаться, чтобы потом обрести, и на все это нужно время. А профессионализм должен присутствовать здесь и сейчас. Вы знаете, есть люди, которые считают себя духовно развитыми, но ничего в этой жизни сделать «руками» не могут. Это говорит о том, что на самом деле духовности в таком человеке нет.

Кстати, снова обращусь к советскому опыту — к опыту подготовки лидеров, управленцев через школу, институт, комсомольскую организацию. Существовала очень хорошая школа, которая давала людям профессиональные знания и навыки. Нам необходимо взять на вооружение и этот опыт. Сегодня шаги в этом направлении делаются на самом высоком уровне: проводятся слеты молодежи, по поручению президента идут общенациональные проекты по выявлению лидеров. На мой взгляд, это правильно.

— Темы духовности и профессионализма должны быть отражены в стратегии развития России?

— Я считаю, что такая стратегия должна опираться на три ключевых момента: образование, профессионализм, духовность. И именно в таком порядке. Эти три составляющие неразделимы и обязательны.

Духовность человек нарабатывает сам, профессионализм ему дает общество, образованность он получает и с помощью общества, и путем собственного труда.

— Если перевести это в более практическую плоскость, получается, что лейтмотивом стратегии развития России должны стать инвестиции в человеческий капитал?

— Безусловно. Несколько лет назад исследователи подсчитали, что к 2020 году вложения в развитие человеческого капитала выйдут на первое место по окупаемости.

Сакральная территория

— Вы живете и работаете в Севастополе, хорошо знаете ситуацию в Крыму. Какое место в новой президентской программе должно занять развитие Республики Крым?

— Конечно, развитию Крыма следует уделить первостепенное внимание. Ныне в плане экономики Крым, может быть, и не самый передовой российский регион. Хотя его сакральная составляющая имеет огромное значение. Духовные наработки Крыма уникальны и в исторической ретроспективе, и с точки зрения потенциала региона.

Часто говорят, что Крым — духовная основа России. И это действительно так. Достаточно сказать, что в Крыму проповедовал апостол Андрей Первозванный, первый человек, принесший на нашу землю христианство. Позже в древнем Херсонесе принял Крещение киевский князь Владимир, после чего христианство распространилось по всей Руси. Это событие оказалось поворотным для всего дальнейшего развития государства, оно стало народообразующим. Не будь его, Русь была бы другой, и большой вопрос, была бы она вообще. Это первое.

Второе. Наверное, вы знаете, что человечество хранит знания о сакральных артефактах, величайших реликвиях христианства. Это Чаша Грааля, Терновый венец, Копье Лонгина. И у многих ученых-исследователей есть основания полагать, что один из них — Чаша Грааля, которую человечество ищет на протяжении веков, хранится в Крыму. Имеются сведения, что секретная команда Третьего рейха искала ее во время оккупации Крыма в годы Великой Отечественной войны. Немцы считали, что, если завладеют Граалем, это обеспечит им победу в войне. Где искать, им сказали тибетские маги. Искали в Варнаутской долине и нашли там свою смерть — эту экспедицию разбил партизанский отряд.

— И при всем огромном духовном наследии у Крыма еще и большой экономический потенциал, в том числе с точки зрения туризма. На какие экономические вопросы развития региона необходимо сделать упор в ближайшие годы, на ваш взгляд?

— Я занимаюсь наукой, и экономика не относится к сфере моих профессиональных интересов, поэтому могу ответить на этот вопрос лишь поверхностно, не углубляясь в детали.

Если говорить о туристической составляющей, то она в Крыму уже довольно развита. Разработаны туристические маршруты, активно функционируют туристические службы.

Решается транспортный вопрос: идет дорожное строительство, возводятся новые инфраструктурные объекты, в том числе важнейшие для региона автотрасса «Таврида» и Крымский мост. Заканчивается строительство нового терминала аэропорта Симферополя. Как человек, часто бывающий в Симферополе, скажу, что даже сейчас он выглядит просто потрясающе.

Другое дело, что нужно много работать с инфраструктурой размещения туристов, чтобы люди приезжали к нам и сразу же чувствовали радость от соприкосновения с Крымом. Старые санатории, которые мы унаследовали с советских времен, находятся в плачевном состоянии. Требуются новые объекты. Однако все это, я думаю, поднимется со временем.

Принцип луковицы

— Сегодня, когда наша страна находится в состоянии «холодной войны» с Западом, как превратить этот негатив для нас в позитивное развитие?

— А этот негатив уже трансформировался в позитивное развитие.

Давайте разберемся, что произошло. Есть проблема 2012 года, о которой я неоднократно говорил на страницах вашего издания1. Вкратце она выглядит так: ученые установили, что в 2012 году завершился цикл развития Вселенной. Вернее, закончилось почти одновременно сразу несколько циклов развития Вселенной — завершились 5 тыс. майянских лет (он содержит девять периодов) и цикл, начавшийся после Большого взрыва, — 13,7 млрд лет. Конец одного цикла и начало нового обычно связано с кризисными явлениями во Вселенной. Так произошло и на этот раз.

Я тоже занимаюсь этой проблемой и, подняв свои записи и наблюдения, установил, что в этот период, в марте 2012 года, из-за космических процессов исчезало время — на несколько дней оно прекратило свое течение. В такой ситуации Земля продолжает вращаться, однако нестабильно. Как и с пространством: возникают многочисленные геопатогенные зоны. А это слишком большая нагрузка для людей, да и для всего живого на планете: мы чувствуем себя неуютно, что-то нас сжимает, подобно рыбе, выброшенной на сушу. Общество при этом начинает само себя разрушать: есть большая опасность эскалации внутренних конфликтов, гражданских войн, беспорядков.

Итак, завершилось несколько больших кругов. При этом из-за формирования континуального узла нашей Вселенной мы пришли не в ту же точку, в которой начинались циклы, а оказались в точке над началом, но выше начала. Перельман, как вы знаете, доказал гипотезу Пуанкаре. Речь идет о том, что на всякий объем можно найти некий гипершнур, которым этот объем сводится к нулю. То есть какое бы ни было измерение, всегда найдется на одно измерение больше.

Вселенная перезагрузилась, перезапустилась. Что это означает для нас? Представьте себе луковицу. Находясь в земле, она может прорасти, а может сгнить. Чтобы она дала новый росток весной, к зиме она должна обрасти кожурой. Кожура необходима, чтобы сохранить систему от внешних воздействий в неблагоприятный для нее период. Благодаря этому временному закрыванию появляется новая жизнь. Так вот: санкции Запада, его агрессивная политика по отношению к России стали для нас своего рода кожурой. Это оказалось нам во благо — способствовало тому, что Крым присоединился к России, что мы выявили слабые места российской экономики и начали их ликвидировать, нашли источники роста с опорой на собственные силы.

— А как добиться консолидации в нашем обществе в условиях западных санкций?

— Процесс уже идет. Плавно и непрерывно. И это нормально. Социум — среда инерционная, которая не терпит резких движений. Допустимо только мягкое воздействие.

— На ваш взгляд, отношения России с западным миром когда-нибудь войдут в нормальное русло?

— Да, со временем. Не стоит форсировать этот процесс. И российские власти правильно делают, что спокойно ждут, находясь как бы выше ситуации, не подгоняя ее, не утрируя свои обиды.

Вспомним луковицу — шелуха отходит сама. Страны Запада должны пройти путем проб и ошибок, чтобы избавиться от своей недоразвитости — философии двойных стандартов, лжи. Народ там должен сам прозреть, быть готовым к тому, чтобы избрать более адекватных правителей. И события на мировой арене показывают, что этот процесс вовсю идет. По сути, это Запад сейчас много теряет от политики санкций, не мы.

Кстати, все обиды и претензии к России на Западе в большей степени удел элит. А простой народ относится к нам по-прежнему хорошо. Я недавно вернулся из поездки в Италию и Германию, где много общался с обычными людьми и везде встречал доброжелательность и радушие.

Самообразование и познание

— Мы вступили в эпоху перемен. Как человечеству к ним адаптироваться?

— Известный ученый Игорь Николаевич Острецов, доктор технических наук, профессор, специалист по ядерной физике и атомной энергетике, автор монографии «Введение в философию ненасильственного развития», написал, что перед человечеством встала задача научиться строить новые миры.

Как я выше сказал, завершилось несколько циклов развития Вселенной, она перезагрузилась, начался новый цикл. Об этом говорят и данные космических спутников, и отчеты НАСА. В мире, в котором мы живем, случаются трансформации, несущие как новые возможности, так и новые опасности. Мы видим, как буквально на наших глазах меняются климат, экономика, структура общества…

На этом переходе нам понадобятся устойчивость и в какой-то степени бесстрашие, потому что людям не всегда понятно то, что происходит. Им кажется, что окружающий их мир рушится, а на самом деле он лишь устанавливается, возрождается.

— Как понять, что это не гибель, а возрождение?

— Необходимо высшее знание — понимание структуры мира, его построения, его процессов. Следует оттолкнуться от новой базы, получить новые знания, которые будут преображать. Это преображение через познание нового. В итоге происходит постижение Истины и становление нового человека.

— То есть мы подошли к тому, с чего начали, — к самообразованию. Что вы вкладываете в это понятие?

— Самообразование — это постижение опыта человечества, и духовного, и культурного.

С моей стороны помощь самообразованию — это созданная Школа Причинности. В основе — разработанная мною философия Теории Причинности, которая направлена на изучение вопросов взаимодействия человека и окружающего мира через анализ причинно-следственных связей и самого механизма причинно-следственных связей. Это методология нового научного знания, которая дает прежде всего гармонизацию взаимодействия с другими людьми, с природой, гармонизацию организма.

Свою систему я создавал, опираясь на духовные достижения человечества в области философии, народной медицины Запада и духовных практик Востока. В основе методики причинности лежит целостный подход к человеку как многоуровневому биологическому объекту, имеющему физический и энергоинформационный аспекты, выраженные понятием микрокосмоса.

Школа Причинности построена на принципах свободного сообщества. Здесь люди встречаются со знаниями и получают их. К нам приходят самые разные люди, возраст учащихся — от 18 до 70 лет. Точки присутствия Школы Причинности охватывают немало городов России: Севастополь, Симферополь, Ростов, Краснодар, Сочи, Иркутск, Москву и другие. Есть отделения и в других странах. Кстати, мы гордимся научными достижениями своих слушателей! С 2000 года в Школе Причинности защищено 34 докторских и 52 кандидатских диссертации. Сферы научного познания самые разные: и информатика, и психология, и философия, и языкознание, и теория государства, и экономика, и бизнес.

— А насколько, на ваш взгляд, нашим соотечественникам вообще свойственно стремление к самообразованию?

— Очень свойственно, люди у нас чрезвычайно любознательные. Кстати, об этом говорят и за рубежом: когда мы были в Германии, многие местные жители сразу угадывали в нас русских. Мы недоумевали и спрашивали: «Как вы догадались? Мы же и одеты, как все, и ни одного слова до этого момента не произнесли!». «По глазам. У вас глаза другие, пытливые», — отвечали нам.

Правда, далеко не все наши люди занимаются самообразованием в классическом понимании этого процесса. Хотя занимаются самоиспытанием — и это тоже познание.

Так рождается новая философия, новая ментальность, когда знания, приобретенные одним человеком, становятся достоянием других, достоянием всего народа. Как следствие, активируются созидательные процессы, просыпаются таланты у подрастающего поколения и у взрослых, состоявшихся людей.

Созидательная сила

— Каково ваше видение будущего России, дальнейшего курса ее развития?

— Я верю в Россию и ее созидательную силу. Мне нравится та самостоятельность и независимость, которую приобрела Россия после всех событий, последовавших за тем, как к ней присоединился Крым. Наше общество вновь стало единым целым.

Что же касается курса на дальнейшие годы, то развитие, безусловно, должно идти с опорой на собственные силы. Санкции Запада, которые стимулировали наш потенциал, со временем отойдут в прошлое. И дальше нам придется развиваться преимущественно с опорой на внутренние ресурсы. И тут мы снова выходим на человека — движущую силу и творца всех изменений, и на три его характеристики, без которых немыслимо позитивное и гармоничное развитие: образованность, профессионализм, духовность.

Источник: www.bossmag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − четыре =