Статьи

Из опыта работы с детьми

Взращивайте в своих словах
Зерна Истины
В.П. Гоч

«Больше всего буква И любит смотреть на огонь. Часами она может сидеть возле костра и любоваться искрами, улетающими ввысь. Иногда она сама может вместе с ними полететь, ведь в ее сердце живет Искра Истины. Это подарок феи Огня. Искра Истины, поиск Истины… В чем они?» — Так начинается одно из занятий в творческом объединении «Основы журналистики». А среди ответов на вопрос: в чем же все-таки Искра Истины — прозвучал и ответ, откровенно меня порадовавший: помогая людям, находить свое счастье.

— Кем же на земле лучше быть? — задаю несколько неожиданный вопрос.

Недоуменно молчат, я предлагаю:

— Выполним упражнение. Продолжите в тетрадях фразы:

  • Если бы я был ветром, то…
  • Если бы я был звездой, то…
  • Если бы я оказался на луне, то…
  • Если бы я жил в прекрасном замке, то…
  • Если бы я был невидимкою, то…
  • Если бы я был самым добрым на свете, то…
  • Если бы я был самым искусным врачом, то…
  • Если бы я был самым лучшим изобретателем в мире, то…

Думают, осознают, записывают.

— В каком состоянии понравилось более всего? Назовите настроения, ощущения… Что из написанного можно воплотить сегодня, в настоящей жизни? Вернитесь в реальность и напишите в тетрадях те радостные события, те открытия, которые вы сделали в мире для себя за последние дни.

Каждый из нас, творя новую судьбу, должен помнить, что мир вокруг настолько пластичен, что как из податливой глины мы можем слепить из него то, что пожелаем, во что верим. У одного этот мир просуществует несколько мгновений, достаточных, чтобы написать эмоциональные строки, у другого он будет прочен и устоит долго… Наши судьбы — тропиночки, переплетаются, создавая сложный узор. И каждый в этом мире влияет на другого своим поступком, взглядом, даже цветом одежды. И поэтому так очарователен, так сказочно непредсказуем, полон событий каждый День нашей жизни.

Далее я зачитываю, а ребята изъявляют желания записать слова: «Все в нашем мире произрастает из Божественной Энергии в форме слова. А люди применяют слова, совершенно не постигая их сути, их силу (пустые разговоры, «навешивание ярлыков»…). Не спешите «приклеивать ярлыки», так как неправильное называние служит источником болезней, «грязное» слово создает тяжелую ситуацию в жизни. Каждый несет ответственность за изреченное слово. Из образуемых вами предложений складывается судьба». «Каждый человек должен знать и понимать, что произнося слова устно или написав их, составляет сложную мозаику своего бытия из проявленных словами сил. Сила этих слов может нагрузить человека непомерным грузом страданий, а может и вознести его к небу, открыв духовный путь. Ключ к тайне — человеческое слово: здесь все важно — точность и четкость его произношения или написания, или применения слова по его сути, чтобы правильно пользоваться его силой» [8].

Все люди, все предметы и вещи, которые живут рядом с нами разговаривают на своем языке. И оттого, насколько мы можем найти с ними общий язык, зависят наши отношения… Общий язык — язык взаимосвязей, взаимоотношений, взаимодействий (именно они составляют одно целое общение) — ищу я, как педагог дополнительного образования, с учащимися 8-10 классов, пожелавших заниматься в объединении «Основы журналистки» в Доме детского творчества г.Ишима.

Дело это — творческое объединение «Основы журналистки» — пришло ко мне в нелегкий период жизни. Творец в очередной раз протянул руку помощи — только в деле, в работе я отодвигала личную боль, в деле с новым для себя аспектом — педагогика плюс журналистика — шире нарабатывала мастерство, в общении с другими училась любить не только любимого человека, а весь мир, просто жизнь. Вести «кружок юнкоров» предложила директор Дома детского творчества Т.Я. Фуртаева. Легко написалась программа, в которой в начале преобладали знания теории и практики по журналистике. Живое общение диктовало расширение взаимодействия, к которому к тому моменту был готов и мой дух. Оказалось, что с этим сложнее всего было согласиться именно мне: неуверенность в себе, в состоятельности зажимали, события личной жизни надели на меня маску виноватой мученицы, и я чуть было не оставила это дело.

И вновь помощь — через детей, которые у меня занимались. На одном из занятий творческое задание: написать письмо дорогому вам человеку. Два письма девочки адресовали мне.

«Ко мне совсем недавно пришла первая любовь. Благодаря Вам, Людмила Ивановна, я научилась любить, научилась понимать свою душу и сердце». А дальше — описание любимого, акцент на хорошем в нем: «Его имя как музыка, звучит в моем сердце… чудесный взгляд, то золотой — светится яркими лучами, то голубой как чистое небо…» И в конце письма вновь: «Спасибо Вам». Это от ученицы 8-го класса Оли.

Девочка со сложной судьбой, но светлой душой Ксения П. написала «Гимн женщине, которую мы любим». В нем есть такие строки: «Я никогда так долго не увлекалась одним делом. С вами я уже 17 месяцев. Вы притягиваете меня магнитом, магнитом Света, как будто между мной и Вами существует невидимая нить. Мне нужны ваши уроки… Во мне появляется надежда на лучшее, светлый луч знаний… Вы учите нас урокам жизни… С тех пор как я занимаюсь в кружке, научилась легче преодолевать трудности, увидела в себе тайные уголки души и неизведанные таланты».

Письма были написаны после темы «Любовь».

Прежде, чем дать тематические разработки некоторых уроков, скажу о целях и строении программы. Итак, мы хорошо знаем, что Человечество вступило в новую эпоху, эпоху Чистоты, которая требует от каждого из нас чистоты мысли, чистоты жизни, чистоты духовной и физической. В мир уже пришло новое поколение. И нужно ли его воспитывать? Скорее, нужно аккуратно пробуждать его духовные качества. В этом плане журналистике, как одному из методов воздействия на человечество, принадлежит большое информационное поле. Мнение журналиста имеет сильное воздействие на аудиторию. Он выступает как носитель и пропагандист языковых, поведенческих норм. Поэтому возрастает степень ответственности журналиста за каждое Слово, каждый увидевший свет материал. Профессия эта всегда престижна у юношества. Мало кто из старшеклассников по-настоящему осознает, насколько долог путь к настоящему успеху. Да и сами профессионалы, чьи имена на устах у читателей, зрителей, не всегда осознают, в чем он — Успех — действительно настоящий. Следовательно, необходим глубокий, серьезный подход к вопросу обучения основам журналистского мастерства, осознанный выбор данной профессии юношеством.

Наряду с традиционными основами теории и практики журналистики (обучающие задачи), большую роль отвожу задачам развивающим: освоению законов межличностного общения (ведение беседы, техника интервью, собеседник-со-творец материала). В основе всей программы — задача становления юной души через Слово, уже сказанное в истории литературы, искусства, через Слово, которое будет произнесено.

«Наш Мир создан словом: «Все через Него начало быть… В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»(Ин 1:3,4). Человеческое слово — величайшая тайна, доверенная людям. Произнесенное или прочитанное слово вызывает в нашем сознании образы, несущие в себе Отражение Живого Слова, Отражение Истины» [8]. Чем богаче и тоньше палитра чувств и ощущений ребенка, тем талантливее его взаимодействие с миром, другими, самим собой, тем легче он постигает красоту, добро, живет по нормам порядочности и честности.

Из опыта работы с детьми

  1. — Овладение речью
  2. — Точность знания слов
  3. — Логичность речи
  4. — Уместность
  5. — Выразительность
  6. — Богатство
  7. — Чистота

Овладение речью + точность + логичность + уместность +
выразительность + богатство + чистота = культура речи.

Точность — коммуникативное качество речи, которое проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми знаниями.

Логичность характеризует речь со стороны ее содержания. Сочетание одного слова с другими должно быть не противоречиво. Ясность изложения позволяет понимать сказанное или написанное собеседником, или читателем. Уместность речи проявляется в правильном выборе одного из вариантов языковой нормы в речевой ситуации. Выразительность мыслей или чувств людей поддерживает внимание и вызывает интерес к сказанному или написанному. Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, чувствует различные словарные оттенки, умело использует все возможные интонации.

Чистота речи = норма литературного языка + нравственная сторона нашего сознания.

Исходя из вышесказанного, программа «Основы журналистки» предполагает помощь ученикам: в обогащении Духовного Мира (задача максимум), в осознанном выборе жизненного Пути (задача более земная), в умении собрать и подать информацию с учетом главной цели журналистской деятельности: «Нет неинтересных дел, нет неинтересных людей»; создать художественный образ, рассуждая в устной и письменной форме (задача минимум). Открывая новое, прекрасное, вокруг себя, ребенок чувствует себя увереннее. Совсем не главная цель — направит их всех в журналисты. В.А. Сухомлинский когда-то тоже учил школьников писать сказки, миниатюры о природе не для того, чтобы сделать из всех писателей. Он заботился таким образом о формировании живой личности, чуткой к природе, людям. Следуя опыту В.А. Сухомлинского, я применяю интересную, на мой взгляд, методику знаний занятий студии, которую условно назвала «Путешествие в мир с помощью алфавита». С каждой буквой алфавита связано множество нравственных понятий, журналистских категорий. Каждое занятие включает теорию и творческие задания, игры, направленные на духовное развитие растущей личности. И постижение азбуки нравственности идет через постижение Сути Слов. А это значит — дети смотрят на мир глазами Любви.

Любовь одна из категорий, которую рассматриваем на букву «Л».

  • Ощутите, какая буква «Л» по сути, по качеству?
  • Легкая, ласковая, мягкая, — говорят дети.
  • С нее много ласковых слов начинается…
  • Лес, луг, луна, лето, лебедь, — добавляют начатую мысль.
  • Опишите любое слово на «Л»… И самое теплое и сияющее слово «Любовь». С любви начинается все прекрасное на земле. Любовь способна растопить самое ледяное сердце. (Читаю или пересказываю красивые легенды о любви)
  • Нарисуйте «Л» так, чтобы она была похожа на Любовь.
  • Назовите по одному слову, связанному с понятием «Любовь».
  • Буква «Л» с любовью дарит подарки на «Л». Что?
  • Ландыш, листья, лотосы, ласку, лиру.
  • У нее есть волшебная палочка. Тот, до кого она дотрагивается палочкой, приобретает разные добродетели на «Л». Какие?
  • Любознательность, ловкость, любезность.

Хорошие качества ребята записывают на лепесток Цветка добродетелей для Человека с чистым сердцем. (К тому моменту уже заполнены лепестки на многие буквы алфавита. Расширяется сердце чистого Человека, полнится хорошим).

  • У буквы «Л» есть волшебный ларец, в котором она хранит сокровища природы. Какие?
  • Лазурит, лазурь неба, лес.
  • А теперь откройте тетради для творческих заданий и представьте, что вы попали в Страну Любви: где она находится? Кто в ней живет? Какие там традиции и праздники? Какие семьи?

После описания, следующее задание — напишите из страны Любви письмо родителям. Вспомните все хорошее, что родители делают для вас, счастливые минуты, проведенные вместе с ними… Еще раз прочитайте вашу работу. Какое чувство живет внутри вас?

Любовь, радость, счастье, благодарность.

Молодцы! Спасибо за Со-творчество, за то, что понимаете: внутреннее осмысление любви, радости, счастья рождают чувство благодарности за то, что рядом любящие и всегда заботящиеся о вас близкие люди. Призывая любовь, вы открыли в себе источник любви и теперь позвольте ему работать и он очистит все: это просто — стоит только открыть сердце и пробудить любовь. Никогда не теряйте веру в силу любви. Она поддерживает всех, кто живет по ее законам.

«Единственный путь решения проблем — проявить любовь, доброту смирение»… Эту истину повторяю детям, этой истине вместе с детьми учусь сама.

— Вы учите нас быть открытыми, — однажды сказала Ксения, — а мне так не хочется идти домой… Да и на улице чаще блеклые, печальные, возмущенные лица… Как же быть открытыми?

— Ты права Ксения — «солнышко», люди разучились вносить в суровую прозу жизни поэзию, благодаря которой они смогли бы любоваться друг другом. Настоящая поэзия — не литературное поприще, это качество внутреннего мира. Наша собственная жизнь должна быть поэтичной, светлой. Решить для себя быть такой. И быть!

Девочка слушает мой спокойный без пафоса голос. Я знаю, что целый месяц она не жила дома. У нее просто нет хорошего Дома. И после занятий она остается, чтобы побыть в тепле этой классной комнаты, поговорить со мной. И я буду осторожно подбирать слова, чтобы объяснить, освободить ее от боли, поддержать. О роли слова мы много говорили на занятиях: поддержать упавшего, дать совет тому, кто бродит в темноте, указать дорогу потерявшемуся в Пути, благословить, благодарить, объясниться в любви и мудрости. И все таки наступает момент — Ксения идет домой — в беспокойный мир семейных дрязг. Выстоит ли? Верю в нее: закончив школу №6, поступила в ИГПИ на факультет русского языка и литературы. И сегодня на новом этапе ее жизни уже наедине, в беседах ненавязчиво учу ее освоению в среде студенчества — культуре общения, культуре мысли, чистоте голоса и взгляда. Голос и взгляд — это тоже потоки энергии, благотворной или зловредной, темной или светлой.

Как многогранна азбука нравственности… Вот какое преломление, частично нашла она в программе «Основы журналистики». «А»: характер буквы; нравственные критерии: активность, аккуратность, артистичность. Теория журналистки: актуальность материала, аналитические жанры. «Б»: Бог, благородство, бескорыстность, бережливость и др.. Бедность и богатство. Библиотека (экскурсия). «В»: Воля, верность, вежливость, восприимчивость. Воображение, Время. Времена года. Выбор. «Г»: гостеприимство, гордость. Глаза, голос. «Д»: Дух. Душа. Дом, Доброта. Доверие. Доблесть. Дружба. Мир природы: дождь, деревья и т.д. (экскурсия в Дом национальных культур и ремесел). «Е, Ё»: единство всего живого. «Ж»: Жизнь. Жизнелюбие. Живопись (экскурсия в художественную школу). Жертвенность, Жалость. «3»: звезды и зори. Загадка. Звуки окружающего мира. Звуки слова. Земля. Теория журналистики: зарисовка. «И»: Имя. Индивидуальность. Искренность, инициативность. Истина. Теория журналистики: информационные жанры — информация, интервью. Изумление. Искусство — один из учителей Жизни. «И»: сходство и различие сестер и, й. Самый счастливый, забавный, грустный, познательный случай жизни. «К»: фея Красоты. Книга. Теория журналистики: корреспонденция. «Л»: Любовь. Любознательность, любезность, ловкость, ласка. Лес. Лето. Лексика. «М»: Мудрость, мама, материнство. Мечта, маяк, музыка. Материалы в газете (тема, идея, последовательность работы). «Н»: Небо, наука, натюрморт, ночь, нежность, надежда. Нельзя. Начало. «О»: откровения души — дневники. Домовая книга — книга радости. Очерк, обзор, обозрение, отчет. «П»: правдивость, преданность, прямодушие, порядочность, простосердечие. Профессия (встреча с увлеченным человеком). Путь. Прекрасное. Поэзия. Прошлое. «Р»: Радость. Родники. Работа. Рост. Роса, река, рассвет. Теория журналистики: рецензия, репортаж. «С»: Скромность, справедливость, смирение, сердечность и т.д. Солнце, свет. Счастье. Сказка. Судьба. Семья, сестры. Создание газеты. Статья. Стили русского языка. Синонимические ряды. Сила: Слова, мысли и т.д.

«Т»: Творчество. Секреты трудолюбия. Театр. «У»: учение с увлечением. Удовольствия. Улыбка. Уверенность, уважительность. Учитель. «Ф»: Феи. Флейта. Фантазии. Фельетон и памфлет. Фестиваль наших талантов. «X»: характер. Хлеб. Что такое хорошо? Хочу! Художественно-публицистические жанры (повторение). «Ц»: Ценность личности. Целеустремленность. Поэзия каждого цвета. Цветы. «Ч»: Человек с чистым сердцем. Чаша. Чуткость. Честность. Чистота, Чтение. Чай, чайная церемония. Экскурсия в краеведческий музей на выставку самоваров. «Ш»: Школа. «Щ»: Щедрость. «Ы, Ъ.Ь»: характер этих букв. «Э»: Этикет. Эльфы. Эссе. «Ю»: Юность. Юбилей Дома детского творчества. «Я»: Истинная яркость человека. Явление.

Эта программа не раз и навсегда созданная, она варьируется, что-то в тот или иной учебный год просто не выходит на воплощение, что-то напротив истово просится. Но первое занятие всегда традиционно «И»: Имя. По «Словарю сути слов»: 1) имеющий дух, 2) имеющий Я (духовное зерно). Когда рождается человек, начинается действо его жизни на земле. «Я» каждого становится то главным действующим лицом — «ликом цельного образа», (лик — «Явление законченного образа»), то персонажем эпизода, случая. «Мир меняется, и я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь!» Имя дается человеку в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним самим никак невозможно.

И мы по-разному относимся к своему имени. Мне интересно Ваше отношение… Семейные предания: почему Вы получили именно это имя? Совпадают ли ваше «Я» с гороскопом и толкованиями Вашего имени? Хорошее отношение к имени служит первой ступенькой на пути принятия человеком самого себя. Выполним упражнение «Имя»: каждому подарим уменьшительно-ласкательные, сокращенные формы его имени. Выбери понравившиеся… А теперь представьте наиболее понравившееся сокращенное имя как бы написанным или нарисованным в воздухе. Какое оно? Светлое или темное? Легкое или тяжелое? Грубое или нежное? Какое на ощупь: мягкое или твердое, теплое или холодное? Какой образ рождается, когда произносите это свое Имя? Какое оно на вкус? Запах? Напишите в тетрадях свое Имя красиво и ярко. Побудьте минуту в тишине и покое со своим Именем. Наши имена как цветы, нет некрасивых. В Библии сказано, что Адам стал властелином Мира, дарованного ему Творцом, только тогда, когда каждой вещи он дал свое Имя. Слово «Имя» происходит от греческого ИМЭ, которое означает «Я есть», то есть «что я из себя представляю», «моя сущность», «моя суть». Имя каждого человека, наименование любой вещи и явления имеют особый смысл, так как раскрывают их суть» [8]. Это означает, что не было на земле точно такого же человека, как ты Александра, ты, Ольга (обращаюсь к каждому по имени). Какого же человека не было? Поисследуйте себя по опорным вопросам: кто я в этом мире? Цвет восприятия мира? Любимое: время года, место на Земле, занятие, композитор, музыка, писатель, поэт, книга, художник, игра, одежда, цвет, цветок? Что более всего цените в людях? Ваша отличительная черта характера? Каково Ваше постоянное и настоящее душевное состояние? Что Вы склонны простить? Как вы представляете себе счастье? Если бы Вы были не Вы, кем бы желали стать? Закончите предложение: «Я особенная, потому что…» Моя мечта? Мои удачи? Мое будущее?

После прочтения работ всеми желающими (с первого занятия мы договорились о принципе Тайны: что-то пишут для себя, только для себя, поэтому прежде всего должны быть честными перед самим собой) — упражнение «Нити». Мы живем среди других людей. Мнение их что-то добавляет в нашу «копилку» знаний о себе. Поделитесь первыми впечатлениями, ощущениями друг о друге. Уговор — говорим только хорошее, пусть нити добрых, теплых слов и чувств соединят наши «Я» в «Мы». В древнекитайской философии сказано «Когда названия — имена соответствуют вещам — наступает порядок, когда названия — имена не отражают действительного состояния называемого — начинается смута (Чунь Цю). Так высоко оценивается значимость имен.

Следующее занятие вновь затрагивает значение Имени, хотя говорим о букве «З», о звуках. «Слово — одежда. Смысл, скрывающийся под ней, — тайна» — говорил мудрец Джалаледдин Руми. Почему стол называется столом? А книга книгой? Платон утверждал что «наименование есть подражание сущности вещей… и знаки языка, и не только имена, но и звуки, и слоги, отображают природные свойства вещей». Наша задача — уловить суть слова, суть его одежды — звукового выражения. Воспользуемся изначальной сутью букв, которые дает В.П. Гоч в «Словаре сути слов», и собственными ощущениями. Стол: С — сила, она всегда ведет к новому состоянию, желательно — к согласию: Т — творчество; О — объемная сфера; Л — ласковая любовь. Стол — сила, объединяющая всех в творчестве, согласии и любви. В Древней Руси стол — это престол, княжение, «Божья ладонь». По «Словарю сути слов»: — стол лакомств.

«Книга»: К — крепость, уверенность, сосредоточенность. Н — начало нового: И — знак объединения, соединения: Г — Господь — высшая сила творчества: А — Абсолют, чистота: приятная для пения. Книга — крепкое соединение творчества и чистоты с целью познания нового. Это — вывод учащихся. В словаре С. Ожегова: книга — произведение печати в виде переплетных листов бумаги. По «Словарю сути слов»: книга- вещь, низвергающая власть гада.

И вот прощание: сходимся в центре класса, все правые ладошки соединяем в центре, затем левые. Образовалось солнышко с лучиками — руками. Солнышко светлое и теплое. Мы знаем, что и на солнышке есть пятна, но это не мешает ему согревать и освещать все вокруг. Мы тоже разные… Пятна не примем, а хорошее усилим, откроем Миру.

В целом, темы занятий можно разделить на несколько блоков. Язык общения (говорю, слушаю, пишу письмо, жесты, мимика, качество устной и письменной речи, эмоционально-выразительные средства).

Формы общения: монолог, диалог, беседа, дискуссия, диспут, исповедь.

Формы и качества передачи информации — жанры журналистики: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Дорога с самому себе (Кто я? Какой я?): потребности, интересы, способности, воля, интеллект, индивидуальность, личность, самопознание, сознание (самовыражение, восприятие, анализ, творчество, Со-Творчество).

Согласие: мир общечеловеческих ценностей, красота, истина, добро, образ человека, биография и судьба, выбор и ответственность. Семья.

Культура чувств: любовь, нежность, милосердие и т.д. Тайна.

Теория журналистики: особенности жанров, композиция, тема, идея и т.д.

Виды творческих работ. Учащиеся сотрудничают с городскими средствами массовой информации, пишут информации, репортажи, интервью, корреспонденции, зарисовки. И все-таки большая часть работ остается в тетрадях. Например, интервью «с самим собой», «Три самых важных вопроса, которые мы зададим мудрому человеку»; письмо: другу, самой себе в будущее, родителям; различные виды сочинений: словесное рисование музыки, «Какой ты сегодня», повествование «3-5 ярких воспоминаний жизни», «Открытие лета», эмпатийное сочинение («Я -дерево», «Я — цветок»), сочинение по 1 строке стихотворения Ю. Кононенко:

Откуда берется
3вук флейты?
— Из воздуха.
— Но ведя я все
Время в нем —
И ничего.
— А ты найди
Свое место, и
Воздух
Удивится, что
Ты есть.

Включаю в занятия игровые ситуации, ролевые игры, тренинги, что учит на практике осваивать общение с различными, положительными и негативными силами жизни, упражнения по лексике, стилистике, тексты. Обязательно рисуют пиктограммы своего настроения до и после занятий. Нет предела человеческому поиску… В будущем, есть намерения поработать с методом алгоритмов Преображения А.В. Нечаева, с программой «Гармония» Тюменского центра изучения причинно-следственных связей «Истина». Содержание понятий «духовность», «нравственность», «гармония» и других уже раскрываю в трактовке программы «Гармония».

Итогом взаимодействия с каждым подростком должно быть осознание им общечеловеческих ценностей с задачей собственного смысла и ценностей в жизни: уважение к природе, земле, родине, детству, старости, матери, хлебу, знаниям… К жизни во все полноте…

Это — вечная перспектива. А уже сегодня учащиеся объединения научились перед каждой открывающейся им возможностью учебы или отдыха задавать себе вопрос: «Что это мне принесет для духовного развития? Это светлое или пустая трата времени? Я осуществляю свое желание… И как мне с ним? Каковы будут последствия для меня? А для других в этой ситуации». Совсем недавно одна из учениц Анна К. (занимается уже третий год), анализируя итоги — уроки и радости жизни — написала:

«Что делает меня счастливой? Каждое мгновение жизни дарит яркие события, и в них-то и нужно почувствовать счастливые мгновения. Просыпаюсь утром — я счастлива, что вижу свою семью дружную и здоровую. Лицей, друзья, увлечения — ритм моей жизни тоже радует меня. Подарки, улыбки прохожих, лучик солнца сквозь хмурое небо — это тоже осчастливливает… За то время, что я увлеклась журналистикой, я повзрослела, причем духовно. До студии мир виделся мне иным. То стеснение ушло, я тоньше чувствую, воспринимаю природу, людей, себя. Настроение хорошее».

Ученики признаются, что часто перечитывают «Золотые правила жизни», учатся по ним жить, выполняют упражнения. Например: вы проснулись утром, у вас неважное настроение. Вспоминайте о приятном, улыбнитесь и… постарайтесь не отпускать улыбку с лица около часа. У того, кто утром улыбается, целый день отличное настроение, тот приветлив, открыт. С таким человеком общаться легко и просто. Правила: «не делает человека умнее большой ум, краше — красота, сильнее — сила. Только любовь делает его мудрым, сильным и красивым»; «береги Тайну, не лезь в чужую»; «судьба зависит оттого какие образы войдут в вашу душу и там сохранятся» и т.д. Но на все правил нет. Главное и верное правило каждый раз подскажет сердце.

12 часов в неделю вхожу в кабинет №4 Дома детского творчества. Вхожу именно такой, какая должна быть постоянно — спокойной, с тишиной внутри, мудрой, готовой с Со-Творчеству Все другие настроения — за порогом кабинета. Я здесь и сейчас… Господи, помоги мне хранить это состояние внутри всегда… «Картина, написанная мною, без строгой рамы, кое-где непрописанность, лишь отдельные штрихи, а то и просто белые места. Оно не закончено, мое полотно… Все сказать, невозможно и даже не должно. Нужно оставить воздух, требуется недоговоренность, чтобы тот, кто читает, подумал сам про свое отношение к тому, что сказано здесь» — писал педагог — публицист Альберт Лиханов.

Оставим многое недосказанным… Признаем бесконечность вариантов, рожденных бесконечностью человеческой души… Осознание слова, постижение его внутренней сути в совокупности с искусствами — музыкой, рисованием, хорошей поэзией — один из аспектов организации жизни в Новом Времени. Это и мое Дело.

ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ 2003г. г.Ишим Л.И. Марикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *