Статьи

Программа факультативного курса «ГАРМОНИЯ»

Пояснительная записка

Программа «Гармония» разработана на базе Тюменского Центра изучения причинно-следственных связей «Истина». Она дополняет современную систему школьного воспитания, ориентируя его на развитие духовно-нравственного потенциала ребенка в процессе начального, основного и полного среднего образования. От существующих сегодня образовательных программ «Гармония» отличается содержанием основных форм воспитательной работы, своей целенаправленностью на формирование гармонии внутреннего духовного мира школьника, его отношений с природой и социумом.

Программа предназначена для учителей, воспитателей, организаторов системы образования. Она может использоваться в любом школьном образовательном учреждении, в том числе для детей с проблемами здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением, а также в детских учреждениях правоохранительной системы.

Представленная в программе система воспитательных воздействий непосредственно на школьника и через его родителей ориентирована на создание условий для формирования гармонии отношений в системах: школьник-родитель, школьники-педагоги, школьники-сверстники, школьник-государственная мораль и право, а также гармонии души, духа и тела самого ребенка.

Важнейшим условием оптимальности жизнедеятельности человека является гармония его внутреннего мира, отношений с самим собой. Формирование такой гармонии обусловлено многими социальными и биологическими факторами. В авторской программе предлагается цикл лекций, семинаров, занятий, содержание которых формирует идеалы, духовные ценности и потребности, самоуважение, положительную самооценку, уверенность в своих возможностях, способность реализовать индивидуальные наклонности и дарования, способность к актуализации в современном обществе, развивает у школьника представление о самом себе как наивысшей ценности. Всему этому способствует приобщение к искусству и культуре. При этом программа не предлагает ребенку углубленно изучать тот или иной вид искусства. Речь идет о знакомстве с миром прекрасного, о развитии способности воспринимать, чувствовать этот мир. Развитие чувственно-эмоциональной сферы влияет и на развитие интеллекта и на определенный образ мыслей.

Гармония отношений в социальной среде является вторым условием духовно-нравственного воспитания. Школьный возраст — это период наиболее интенсивного общения со сверстниками и ценности общения со взрослыми — родителями, педагогами, друзьями, родственниками. Особую роль играет семья, характер семейных отношений. В программе предусмотрен цикл лекций, практических занятий, упражнений, ролевых игр, разбор ситуаций и для учащихся, их родителей, педагогов по этике семейных отношений, о любви, браке.

Гармония отношений с природой — это осознание полного единства с ней, развитие собственного организма в соответствии с ее законами. Для гармоничных отношений с природой в программе предложены просветительские формы работы и включение школьника в деятельность, обеспечивающую формирование способности восприятия красоты и целостности мира, единства человека с миром природы, космосом и Вселенной.

Модель воспитательной системы имеет следующие этапы деятельности в школьном коллективе:

Этап 1 — осуществляется диагностика исходного состояния школьника, школьного коллектива, учреждения в целом, определяется уровень духовно-нравственного развития и формируется индивидуальная программа его коррекции.

Этап 2 — определяется роль самого школьника, его родителей, педагогов в реализации индивидуальной коррекционной программы.

Этап 3 — осуществляется интеграция нашей программы духовно-нравственного воспитания с образовательными программами и учебными планами учебного заведения.

Этап 4 — разработка и осуществление программ мониторинга духовно-нравственного развития школьника на фоне реализации программы.

Этап 5 — осуществляется коррекция программной деятельности в зависимости от результатов мониторинга.

Программа предусматривает тесную взаимосвязь духовно-нравственного развития школьника с его здоровьем и успешностью в учебе, характеристики которых включены в комплекс критериев оценки эффективности реализации программы в образовательных учреждениях города Тюмени.

Для введения ключевых условий духовно-нравственного развития школьников в существующую структуру школьного образования определены следующие способы:

  • включение классного часа или часа свободного общения в расписание занятий школьника, в содержание которого входят лекции, беседы по программе просветительской работы;

  • введение элементов программы духовно-нравственного воспитания занятий по интересам, кружковую деятельность в школьный (классный) план внеклассной работы;

  • введение элементов программы в школьный план коллективных мероприятий, ставших для учреждения традиционными;

  • организация кружков и движений, обеспечивающих деятельность, способствующую развитию духовно-нравственного потенциала ребенка;

  • включение элементов программы в план работы родительского комитета;

  • включение элементов программы в план работы педагогического совета школы;

  • организация издательской деятельности, методических пособий для учителей, воспитателей, памяток для детей и их родителей;

  • внедрение элементов программы в план малых административных органов системы образования, учреждений повышения квалификации педагогов и медицинских работников;

  • интеграция содержания программы с содержанием учебных занятий общего и дополнительного образования школьников путем индивидуальной работы с педагогами и через деятельность педагогических советов;

  • интеграция содержания программы с работой учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми нуждами, учреждений правоохранительной системы;

  • внедрение в систему подготовки специалистов высшей педагогической и медицинской школы и системы повышения квалификации специалистов путем разработки специальных учебных курсов и программ;

  • методическое обеспечение программной деятельности представлено традиционными методиками, не требующими дорогостоящего оборудования и доступных для любого образовательного учреждения.

Исполнителями программы являются учителя, воспитатели, психологи, медицинские работники образовательного учреждения, прошедшие специальную подготовку по духовно-нравственному воспитанию.

В связи с разноречивостью данных литературы о содержании таких понятий как «духовность», «нравственность», «гармония» мы предлагаем нижеприведенную трактовку, определенную нами на основе философской, психологической, социально-педагогической информации и собственного мнения по данному вопросу.

В понятие «духовность» мы включаем свойство души, состоящее в преобладании духовных, общечеловеческих, нравственных и интеллектуальных интересов, формирование высоких идеалов, возвышенных чувств, совершенствование себя. Духовность — это качество психической деятельности человека, способность жить идеалами, стремление к гармонии, совершенству, благу, степень усвоения ценностей, нравственных норм, морали, способность служить людям.

Нравственность мы подразумеваем как этические нормы, правила поведения в социуме и природе, которыми руководствуется человек и которые служат основой в развитии его духовного мира. Нравственность — это совокупность норм, принципов и правил, регулирующих взаимоотношения людей, гуманное отношение к человеку, живой и неживой природе.

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем деятельность, направленную на формирование духовного мира человека и обеспечивающую гармоничность его отношений с миром природы и миром людей.

Духовный мир, по нашему представлению — это совокупность всех форм психической деятельности человека с их качественными характеристиками. Оптимум отношений человека с миром людей и миром природы может быть достигнут тогда, когда духовный мир человека характеризуется светлыми чувствами, мыслями, мечтаниями, устремлениями к благу, счастью, радостью, стремлением к добру, любви, красоте, истине.

Гармоничность отношений мы представляем как состояние личностного комфорта, естественного включения в природу и социум, психологическое благополучие в семье и коллективе, успешность в работе и учебе.

Цель программы: гармонизировать внутренний духовный мир школьника, его отношения с природой и обществом как условия сохранения и развития физического и психического здоровья, психологического комфорта и успешности учебной деятельности.

Задачи программы:

  • интегрировать содержание воспитания с содержанием учебной деятельности;
  • увязать духовно-нравственное воспитание школьников с духовно-нравственным образованием их родителей и подготовкой педагогов к реализации программы духовно-нравственного воспитания в школьных образовательных учреждениях;
  • определить комплекс мероприятий для внедрения программы в современную систему образования и ее перспективную структуру.

Программа исходит из того, что гармоничность развития личности, физическое здоровье, интеллект и эмоции определяют уровень духовно-нравственного развития человека и гармонию его отношений с социальной средой и природой.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников в определенной возрастной группе.
  2. Духовно-нравственное просвещение родителей учащихся.
  3. Подготовка учителя к работе с учащимися и их родителями по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Программа предусматривает 4 основных вида работы: организационно-методическую, просветительскую, включение в деятельность и нетрадиционный элемент.

Организационно-методическая работа в образовательных учреждениях должна начинаться с предварительного собеседования с директором школы, утверждения программы педагогическим советом школы и ознакомления с нею (родительский комитет, родительское собрание, индивидуальные беседы) и предполагаемыми результатами родителей.

Организация работы в коллективах учащихся включает диагностику исходного состояния школьника, классного коллектива и учебного заведения в целом, синхронизацию деятельности по реализации программы со всей системой учебно-воспитательной работой.

Работа с родителями заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных бесед, разработке специальных анкет, памяток для ознакомления с содержанием программы, ее возможными результатами.

Просветительская работа включает цикл лекций, семинаров, конференций, диспутов, индивидуальных бесед. Для всех субъектов системы воспитания в данном разделе выделены блоки: психологический, культурологический, валеологический и экологический. Содержание всех форм информационного материала освещает сущность отношений человека со своим внутренним миром, с природой и обществом, способы достижения гармонии духовного мира через познание себя, развитие доброты, душевности, любви, счастья, красоты окружающего мира, формирование чувства гражданственности, патриотизма, честности, справедливости, формирование высоких нравственных идеалов. Учащихся, педагогов и родителей следует обучать методам самовоспитания, организации здорового образа жизни, профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения. Отношения с природой в тематике лекций и бесед представлены с позиций экологической культуры, представления о месте человека на земле, в космосе и Вселенной.

Психологический блок программы ставит своей целью формирование и развитие высоконравственных качеств личности и коммуникативных свойств. В понятие «высоконравственные качества» мы включаем такие личностные характеристики, как правдивость, честность, справедливость, устремленность к гармонии с правилами поведения в социуме и природе, стремление к истине, сформированность чувства добра, красоты, любви. Методами достижения являются советы, рекомендации, убеждения, личный пример педагога, родителей, а также лекции и индивидуальные собеседования. В процессе просветительской работы формируется представление о «безнравственности» и «бездуховности» как у детей, так и у взрослых. Те и другие обучаются простым и достаточно сложным приемам развития в себе способности избегать безнравственных поступков, сопротивляться негативным влияниям окружающей среды. Учащиеся, родители и педагоги овладевают методами самовоспитания, профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения, организации здорового образа жизни. К работе должны привлекаться психологи и психотерапевты для осуществления психологической и психотерапевтической коррекции личности. В данном блоке используется нетрадиционный элемент программы — диагностика и коррекция энергоинформационного поля организма человека и его жизненного пространства. Содержание работы строится в зависимости от возраста учащихся. Сюда входят практические занятия по психологии человека, взаимоотношениям в семье, в коллективе, по проблеме отношений мужчины и женщины, по этикету, уроки добра, познания себя. Для педагогов и воспитателей включен цикл лекций, освещающих эволюцию формирования нравственности, по психологии человека в различные периоды жизни, о семейных отношениях и др.

Культорологический блок программы основан на традиционных формах школьного воспитания, дополненных такими мероприятиями как: диспуты, конференции, знакомства с интересными людьми, изучение истории религии, изучение истории семейных отношений, знакомство с классической музыкой в «чайно-музыкальном» клубе, посещение концертов органной музыки, художественных выставок, музеев с последующим обсуждением. Содержание деятельности формирует отношение человека к миру искусства, способность понимать этот мир, создает на этой основе высокие идеалы и высшие духовные ценности.

Валеологический блок содержит цикл лекций и практических занятий для учащихся по такой тематике, как: «Я — девочка, девушка, будущая жена, мать», «Я — мальчик, юноша, будущий отец, защитник Родины». Освещаются вопросы борьбы с наркоманией, токсикоманией, табакокурением. Основным разделом данного блока является приобщение школьника к здоровому образу жизни, санитарно-гигиеническое и физическое воспитание, а также формирование представлений о красоте человеческого тела и жилища. Используются специальные программы физических упражнений, методы аутотренинга, игры, анализ ситуаций.

Экологический блок просвещения включает лекции и семинары о месте человека в природе, единстве с ней, о космопланетарной связи человека и Земли, о способах сохранения экологического благополучия города, региона, планеты в целом.

Таким образом, просветительская работа с выше указанными ее блоками характеризуется специализацией содержания лекций, бесед, семинаров и занятий для школьников, их родителей и педагогов.

Совместная деятельность школьников, их родителей, педагогов, воспитателей составляет третью форму работы, предусмотренной программой духовно-нравственного воспитания. Она способствует формированию высоконравственных свойств личности, снятию отрицательных и усилению положительных влияний окружающей среды. К ее формам мы отнесли работу в хореографической, театральной и художественной студиях, организацию концертов, бесед в «чайно-музыкальном» клубе, выезды на природу, работу в обществах милосердия, защиты животных, защиты окружающей среды. Такая совместная деятельность гармонизирует семейные отношения, способствует оптимизации взаимодействия родителей и педагогов в системе духовно-нравственного воспитания учащихся, предупреждает и снимает отрицательное влияние на ребенка внешней среды.

Нетрадиционный элемент программы состоит в выявлении и устранении нарушений информационно-энергетических процессов в организме ребенка и в так называемых « геопатогенных зонах» учебных помещений и прилегающей к школе территории. Сущность применяемого для этих целей метода составляет обнаружение магнитной, световой, тепловой и других форм энергии, выделяемой телом человека в окружающее пространство, а также энергетических потоков, излучаемых объектами живой и неживой природы. В соответствии с особенностями нарушений в каждом учреждении проводилась их коррекция путем определенной реорганизации материально-технической базы, преобразования наглядных пособий, мебели, интерьера. В соответствии с результатами диагностики даются рекомендации по организации жизнедеятельности учащихся и школьного коллектива, выполнение которых обеспечивает устранение отклонений в духовно-нравственной сфере и создает возможность улучшения качества здоровья, социально-психологического статуса школьника, психологического микроклимата.

Для старших школьников программа ставит следующие задачи:

  • дать основы понимания гармоничного восприятия мира;
  • воспитать нового человека через осознанное творческое взаимодействие человека с окружающим миром;
  • научить школьника умению жить через познание себя, изучение мира и его законов;
  • определить возможность преобразовать себя и свою жизнь через труд;
  • научить школьника видеть во всем проявление высшего смысла гармонии, мудрому отношению к страданиям и испытаниям;
  • подвести учащихся к выводу, что творческая устремленность привнесет в их жизнь высокий интерес, даст счастье от реализации себя, своих возможностей;
  • помочь ребенку получить навыки самоанализа, рефлексии, критического отношения к себе, созданию позитивного «я», пониманию и чувствованию себя;
  • сформировать у школьника осознание себя самого, своей ценности и уникальности в отношениях;
  • дать школьнику представление о брачно-семейных отношениях;
  • развить навыки поведенческих стереотипов в конкретных ситуациях;

Содержание курса включает следующие разделы:
Раздел I. Система человек — Вселенная (4 часа).
Раздел II. Человек. Мысль. Слово (3 часа).
Раздел III. Духовность и нравственность. Гармония личности. (8 часов)
Раздел IV. Красота, здоровье, любовь (5 часов).
Раздел V. Путь к счастью в семье (5 часов).
Раздел VI. Образ жизни человека: здоровье и качество (4 часа).

Комплексная программа предусматривает образование родителей учащихся и преподавателей.

Методический комплекс программы состоит в следующем:

  1. Диагностика состояния учебно-воспитательной, лечебно — оздоровительной работы и энергоинформационных процессов пространства учебного заведения.
    — Анализ общей и качественной успеваемости, степени обученности учащихся старших классов, включенных в опытно-экспериментальную работу, а также всего контингента школьников данного учреждения на протяжении от одного до трех лет.
    — Анализ посещаемости занятий учащимися, частоты пропусков без уважительной причины в целом по данному учреждению как критерия сформированности учебной мотивации и отношения ребенка к школе.
    — Анализ частоты случаев правонарушений, токсикомании, наркомании, табакокурения, клептомании, конфликтных ситуаций в старших классах и в учреждении в целом, как характеристик состояния воспитательной работы и нравственной воспитанности учащихся.
    — Исследование психологического микроклимата, межличностных отношений в коллективах учащихся и педагогов (тест Лири, анкетирование, социометрия) как характеристик гармонии отношений в социуме.
    — Анализ данных о структуре здоровья учащихся старших классов и всего контингента школьников данного учреждения, выявление частоты острых инфекционных
    заболеваний, общих соматических заболеваний, школьного травматизма, числа пропусков занятий по болезни как интегральных критериев оценки лечебно-оздоровительной
    работы.
    — Изучение планировки образовательного учреждения в целом, учебных помещений, прилегающей территории с целью определения особенностей энергоинформационных
    процессов в пространстве, экологического благополучия окружающей учебное заведение среды.

    В процессе аналитической работы необходимо использовать отчетные документы школы. Общая характеристика учреждения по вышеуказанным признакам определяет дифференциацию содержания программы духовно-нравственного воспитания в конкретном учреждении, в классе, в группе. Динамика указанных характеристик используется для оценки эффективности реализованной программы.

  2. Медицинское общеклиническое и специальное обследование ребенка в соответствии с современным положением о ежегодных профилактических обследованиях
    школьника с занесением данных в индивидуальную карту развития.
  3. Психологическое и социометрическое исследование статуса школьника и школьного коллектива.
    Данный методический комплекс позволяет проанализировать изменения психо-эмоционального состояния школьника, психологического климата в школьном коллективе (группа, класс) на фоне реализации программы Духовно-нравственного воспитания. Кроме того, с помощью ряда методов можно определить уровень духовно-нравственного развития и его динамику в процессе воспитательной деятельности.

    1. Определение уровня развития интеллекта, памяти, внимания, мышления (групповой интеллектуальный тест ГИТ), как критерия оценки уровня духовно-нравственного развития школьников (интеллект) и эффективности образовательной деятельности.
    2. Оценка эмоционального состояния с использованием цветового теста Люшера, как одного из признаков формирования личностного комфорта в процессе воспитательной работы.
    3. Оценка эмоционально-личностных особенностей школьника с использованием теста «кинетический рисунок семьи» (КРС), с целью определения характера отношений ребенка в социуме (в семье).
    4. Проективные методики: «несуществующее животное, дом, дерево, человек» (ДДЧ) для выявления гармоничности духовного мира школьника.
    5. Методы социометрии — определение рейтинга ребенка, количества в классе отвергаемых и недовольных, определение групповой сплоченности и групповой активности, как характеристик отношений в микросоциуме и их динамики в процессе реализации воспитательной программы.
    6. Определение стандартизованного профиля свойств личности (тест Кэттелла) с целью диагностики гармонии духовного мира ребенка и его отношений в социуме на фоне реализации программы.
    7. Определение психологических свойств личности (тест Лири) как критерия гармонизации отношений с природой и социумом.
  4. Исследование успешности ведущей деятельности: оценка уровня сформированности знаний умений и навыков (ЗУН) и качественной успеваемости, оценка успешности в системе дополнительного образования, активность участия в кружковой деятельности, выявление индивидуальных наклонностей и способностей (интервьюирование), профориентация (интервьюирование, анкетирование).

Критериями эффективности реализации разработанной комплексной программы в образовательных учреждениях служили:

  • психологические критерии: динамика стандартизированного профиля личностных качеств и коммуникативных свойств ребенка и его эмоционального состояния, развития познавательных процессов и интеллекта, сформированности самооценки, учебной мотивации, психологического климата в классном коллективе, в семье.
  • медицинские критерии — частота острых инфекционных заболеваний в год, частота травматизма в год, частота пропусков занятий по болезни в год (индивидуальный и групповой показатель, динамика заболевания, по поводу которого осуществлялось коррекционное вмешательство.
  • образовательные критерии: динамика успешности обучения, активности участия в системе дополнительного образования, уровня умений, знаний и навыков (ЗУН).
  • духовно-нравственные критерии — динамика уровня духовно-нравственного развития или его отдельных составляющих.
  • Критерии диагностики гармонии духовного мира школьника:
  • степень сформированности положительной самооценки (метод социометрии).
  • характер эмоционального тонуса и его устойчивость (тесты Люшера, Кэттелла).
  • способность к самореализации (тест Кэттелла).
  • уровень развития интеллекта (тест Кэттелла).
  • уровень развития познавательных способностей (тест ГИТ).
  • характер жизненных ценностей и потребностей (анкетирование).
  • сформированность трудовой и учебной мотивации (тест ГИТ).

Признаки гармонии духовного мира: адекватная положительная самооценка, положительный эмоциональный тонус, сформированная учебная и трудовая мотивация, правдивость, искренность, сформированность жизненных ценностей и потребностей, идеалов преимущественно духовного плана.

Признаки дисгармонии: состояние депрессии, застойная доминанта отрицательных эмоций, отрицательная самооценка, сформированность жизненных ценностей и потребностей преимущественно материального характера, эгоизм, лень, несформированность трудовой и учебной мотивации, лживость, наклонность к табакокурению, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Критерии диагностики гармонии отношений в социуме:

  • коммуникативные свойства личности школьников (тест Лири);
  • социальный статус учащихся в учебном коллективе (тест Лири);
  • характер отношений в семьях учащихся (анкети рование, тест КРС, тест ДДЧ);
  • наличие правонарушений школьников и частота их в школьном коллективе (анализ отчетных документов);
  • асоциальные поступки школьников и частота их в школьном коллективе (анализ отчетных документов);
  • коэффициент сплоченности класса (социометрия);
  • коэффициент активности класса (социометрия).

Признаки гармоничности отношений: чуткость, доброжелательность, способность к сопереживанию, доброта, любовь к ближнему, гуманное отношение к окружающим, отзывчивость, милосердие, положительные коммуникативные свойства, отсутствие вредных привычек и наклонностей, асоциальных поступков, случаев правонарушения.

Признаки дисгармонии отношений: недоброжелательные, конфликтные отношения в коллективе, в семье, жестокое обращение с животными и растениями, участие в неформальных организациях, тенденция к правонарушениям и асоциальным поступкам, грубость, жестокость, черствость.

Критерии гармоничности отношений с природой:

  • сформированность представления о целостной картине мира (анкетирование);
  • характер отношений к животным и растениям (анкетирование);
  • уровень сформированности валеологической и экологической культуры (анкетирование, интервьюирование, наблюдение).

Гармоничность отношений проявляется гуманным отношением к животным и растениям, здоровым образом жизни, высоким уровнем экологической культуры, участием в общественных движениях в защиту экологической среды, растений, животных.

Признаки дисгармоничности отношений: несформированность представления о целостности мира, иррациональная организация жизни, проявления несформированности экологической культуры.

Использование трех указанных критериальных групп позволяет определить уровень духовно-нравственного развития как высокой (гармония отношений внутреннего мира, отношений с социумом и природой), средний (сочетание гармонии с дисгармоничностью в пределах указанных трех форм отношений) и низкий — дисгармоничность всех трех форм отношений.

Тематический план для учащихся школы «Гармония» (30 часов)

таблица 1Содержание курса.

Вводное занятие, предмет и задачи курса «Гармония». Особенности изучения предмета.

Современное состояние воспитания в системе образования. Новый подход к проблеме духовно-нравственного образования в условиях школы. Познание себя.

Система Человек-Вселенная.

Вселенная и окружающий человека мир. Космические законы и принципы. Семь герметических принципов. Законы природы. Стихии природы и их взаимодействие на жизнь человека. Ценностное восприятие Мира. Мир и единство человека. Религии мира. Мифология. Жизнь и смерть.

Человек. Мысль. Слово.

Мышление человека. Мысль и образ. Развитие образного мышления. Слово и сила слова. Человек-транслятор мысли. Речь. Культура речи. Умение управлять мышлением. Человек ответственен за свои мысли. Мыслеформы и мыслеобразы.

Духовность и нравственность. Гармония личности.

Понятие духовности и нравственности. Гармония личности. Дух, душа. Сердце. Добро и зло; долг и совесть; честь и достоинство; счастье и смысл жизни. Азбука мудрости. Жизнь и смысл жизни. Судьба человека. Личность « Я». Идеалы и принципы жизни. Осознание себя и своих поступков. Взаимоотношения человека в социуме. Восприятие времени и ситуации. Благодарность и тайна человека. Человек и творчество. Тайны творчества. Азбука красок. Роль искусства в жизни общества. Музыка и ее влияние на жизнь человека. Общение — проявление духовной жизни людей.

Красота, здоровье и любовь.

Закон меры — основной закон гармонии и красоты. Мудрость красоты: связь физических и духовных элементов. Возраст — красота — питание. Формула красоты — секрет гармонии. Красота, радость и счастье — сотвори сам. Эстетика любви — вершина прекрасного. Любовь вчера, сегодня и всегда. Природные силы любви: могучие истоки жизни. Психология любви.

Путь к счастью в семье.

Семья. Воспитание в семье мальчиков и девочек. Мужская и женская суть. Мир мужчины и мир женщины -два разных мира. Стили семейного воспитания.

Дом — условие семейного благополучия. Роль эстетики быта и форм досуга в доме. Этикет.

Гармония чувств и образ жизни. Психология и культура интимности. Сексуальная культура: знания и педагогика чувств.

Образ жизни человека: здоровье и качество жизни. Здоровье как свобода и ценность жизни.

Влияние алкоголя на личность. Причины алкогольной зависимости. Профилактика наркомании. Нравственный и социальный порок — проституция.

Принципы индивидуального подхода к формированию здорового образа жизни.

Тематический план школы «Гармония» для педагогов, воспитателей. (30 часов)

tab2Содержание курса.

Вводное занятие. Предмет и задачи курса «Гармония». Особенности изучения предмета.

Система Человек-Вселенная.

Вселенная и окружающий человека мир. Космические законы и принципы. Гермес Трисмегист и его законы. Религии мира. Мифология. Жизнь и смерть. Методы познания Мира. Время, взаимодействие человека с ним. Влияние стихий Природы на человека.

Цели и задачи воспитателя. Творчество педагога.

Воспитание и система воспитательной работы в современной школе. Воспитание: создание воспитывающей среды. Творчество. Творчество педагога. Человек и творчество. Радость творчества. Творчество совершенствует сознание человека.

Человек. Мысль. Слово.

Мышление человека. Мысль. Как правильно мыслить. Развитие образного мышления. Бинер. Слово и сила слова. Мыслеформы и мыслеобразы. Речь. Культура речи. Умение управлять своими мыслями.

Духовность и нравственность. Гармония личности.

Понятие о духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание. Гармонизация личности. Понятие об основных нравственных категориях Бытия человека. Жизнь и смысл жизни. Судьба человека. Идеалы и принципы жизни. Осознание себя, ситуаций. Взаимоотношения человека в социуме. Гармония отношений с собой. Благодарность и Тайна человека.

Путь к счастью в семье. Любовь.

Семья. Мир мужчины и мир женщины. Воспитание девочек и мальчиков в семье. Стили семейного воспитания. Гармония чувств и образ жизни. Психология и культура интимности. Любовь. Природные силы любви. Этика отношений в семье. Красота и уют дома. Этикет.

Образ жизни человека: красота и качество.

Здоровье как свобода и ценность жизни. Влияние алкоголя на личность. Причины алкогольной зависимости.

Профилактика наркомании. Формы поведения человека. Неформальные отношения в группах детей.

Тематический план школы «Гармония» для родителей (16 часов)

tab3
Содержание курса.

Вводное занятие. Предмет и задачи курса «Гармония». Новый подход к проблеме духовно-нравственного воспитания в семье, школе.

Система Человек-Вселенная.

Вселенная и окружающий человека мир. Стихии природы и их взаимодействие на жизнь человека. Ценностное восприятие мира. Мифология. Религии мира.

Здоровье человека.

Психофизиологические основы здоровья. Здоровый образ жизни. Душевное здоровье. Связь физических и духовных элементов.

Взаимоотношения человека в социуме.

Восприятие и познание себя. Отношение к себе. Ситуация. Восприятие ситуации и других людей. Конфликты. Жизнь. Судьба. Мысль, слово и сила слова. Формы поведения человека. Неформальные отношения в группах детей. Негативные формы поведения. Профилактика аномальных зависимостей и нравственный иммунитет.

Духовность и нравственность.

Понятия духовности и нравственности. Духовный мир человека. Гармония личности. Идеалы и принципы жизни. Основные нравственные категории (добро и зло; счастье и смысл жизни; честь и достоинство; долг и совесть).

Семья. Путь к счастью в семье.

Семья. Мужская и женская суть. Воспитание мальчиков, воспитание девочек. Гармония чувств и образ жизни. Психология и культура интимности. Сексуальная культура: знания и педагогика чувств. Этика отношений в семье.

Перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для прослушивания.

  1. А.Н. Скрябин «Божественная поэма», соната 43, «Мечты» соната 24.
  2. М.И. Глинка «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».
  3. Н.П. Римский Корсаков «Шахерезада».
  4. А.С. Даргомыжский «Собор парижской богоматери».
  5. П.И. Чайковский «Времена года»,« Сладкие мечты» из детского альбома. «Ромео и Джульетта», «Серенада Дон Жуана», танцы из балета «Щелкунчик», «Вальс цветов», вальс из балета «Спящая красавица».
  6. А.К. Глазунов «Весна», вальс из балета «Золушка».
  7. Д.С. Бортнянский: концерты для хора.
  8. С. Рахманинов: «Рапсодия на темы Паганини».
  9. С.С. Прокофьев «Баллада о мальчике».
  10. М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва реке».
  11. И.О. Дунаевский «Дети капитана Гранта».
  12. Д.Д. Шостакович «Русская увертюра».
  13. В.А. Моцарт «концерт си мажор для флейты, арфы и оркестра».
  14. Китаро «Серебряное облако», «Свет Духа», «Шелковый путь».
  15. Ф. Лей «История любви» (оркестр Антонио Вентура).
  16. Карунеш «За пределами тела и ума», «Симфония сердца».
  17. Л.В. Бетховен «Лунная соната».
  18. М. Ровланд «Волшебный звон», «И так мечтать».
  19. Эолия «Святая святых».

Диагностика учебного заведения

  1. Общая характеристика учебного заведения
  2. План территории прилегающей к учебному заведению (дополнительно см. наличие геопатогенных зон).
  3. План 1-4 этажей школы с расположением кабинетов и подсобных помещений (дополнительно см. наличие геопатогенных зон).
  4. План кабинетов, закрепленных за преподавателями, проводивших опытно-экспериментальную работу.
  5. Данные отчета успеваемости общеобразовательного заведения:
    • общей
    • качественной
    • степени обученности
  6. Данные отчета успеваемости учебных групп, принимавших участие в ОЭР.
  7. Данные отчета посещаемости учащихся учебного заведения:
    • всего пропусков
    • без уважительных причин
    • по болезни
  8. Данные отчета посещаемости учащихся, принимавших участие в ОЭР:
    • всего пропусков
    • без уважительных причин
    • по болезни
  9. Данные медицинского отчета о здоровье учащихся учебного заведения.
  10. Данные медицинского отчета о здоровье учащихся, принимавших участие в ОЭР.

Н.А. Соловьева (г.Тюмень);

Концептуальные и практические аспекты применения теории причинности 2002г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *