Школьный дневник

О некоторых проблемах духовно-нравственного воспитания в свете новой научной парадигмы

новой научной парадигмы

(Задачи программ гуманитарного цикла «Уроки Этики, или Дорога к Себе» и «Мы и Мир»)

«Забудем о течении времени;
забудем о противостоянии сужде-
ний. Обратимся к бесконечности
и займем свое место в ней».

Чжуан-цзы, [7]

На нашу долю выпало удивительное время родиться и жить на стыке двух столетий и тысячелетий. Жить — не только наблюдая за коллизиями и перипетиями общественно-политической жизни, сопереживая и сострадая людям, на которых обрушиваются стихийные и экологические бедствия различной мощности и масштаба, войны, террор -понимая интуитивно, что теперь (как бы далеко от места события ты ни находился) это и тебя касается, но и творить Новое Время, одаривающее нас среди хаоса, беспорядка, бестолковщины, страха и беспокойства как лучом Света радостью, счастьем, ликованием и покоем.

Удивительное время и счастливое для тех, кто пришел на землю искупить все свои прегрешения, принять участие в Со-Бытии Бога и человека. Но страшное и непонятное для тех, кто не желает расстаться со своими старыми привычками, «старым добрым временем», кто цепляется за прошлое, нудит и вопиет, не желая взять на себя ответственность за свои деяния.

Ибо Новый Мир, который строится Творчеством на Добре и Любви, не пропустит в себя ничто негативное: «И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. Иоанн. 21: 27).

Пришло время, когда и в школе стали говорить об этике не только как об учении о морали, но о живом применении в нашей жизни нравственных и моральных норм, устоев, идей, приводящих в движение все и вся, подвигающих нас к познанию себя и окружающего мира через личный опыт, усвоение знаний, постижение законов природы. Мы начинаем учиться не стесняясь говорить добрые и ласковые слова; говорить о Боге, духе, душе; о постижении Божественных законов, приводящих в равновесие и гармонию Творение, Мир, Бытие и проявляющихся здесь на земле, через физические законы. Минуло то время, когда толпы безумцев забрасывали чистых и светлых людей камнями, превращая их в мучеников, в жертву.

Сегодня никто и ничто не может помешать воспитателю, учителю идти своей дорогой к Истине и своим ярким примером служить путеводной звездой своим воспитанникам и другим людям. Тогда преподаватель силой своего сознания, чистотой души даст возможность не просто познавать предметы от ступеньки к ступеньке, но как бы подняться и разом охватить взглядом весь горизонт и все, что находится на этих ступеньках. Тогда исчезнут те проблемы, в которых мы сейчас как бы завязли; дети будут просто учиться, потому что это станет для них интересно; вы будете просто работать, просто творить, просто жить. Философия нашей жизни тоже должна быть предельно простой: искать свой путь, сверяя его с ощущениями радости, света, легкости телесной и наполненности во всем: творчестве, работе, обыденной жизни, любви, воспитании детей, увлечениях; найдя Путь, не сворачивать на кажущиеся более легкими пути-дорожки, но торить Путь к Богу, жить Божьим промыслом и светить всегда, везде, всем.

Так просто, но Так не просто!

Существует много программ, спецкурсов по этике, эстетике (искусство, живопись, литература и т.д.), нравственному воспитанию (светское и религиозное) с опорой на те или иные устои, традиции и т.п. Попробуем взглянуть на эти проблемы с точки зрения Нового Времени (Гоч В.П.), новой научной парадигмы, воспитания Нового Человека.

«Многовековая опора человечества на рационально-рассудочном отношении к Миру привела его в конце XX века к множеству сложных и практически неразрешимых вопросов. Возникла необходимость новой научной парадигмы (Научная конференция с международным участием «Наука на пороге XXI века — новые парадигмы», Москва, МГТУ им.Баумана, 20-23 марта 1996). Новая парадигма науки исходит из констатации всеобщей и неразрывной связи человека и окружающей его среды, наличие энерго­информационного обмена между ними, осуществляемого причинно-следственными связями, и строится на основополагающих категориях Бытия: Время, Пространство и сознание человека как решающий фактор взаимодействия и преобразования» (Ф.Капра, 1974; Самохвалова В.И., 1994; Гоч В.П., 1992).

В соответствии с требованиями Временных Государственных стандартов РФ в течение ряда лет преподается в школах курс «Человек и Общество».

Говоря о преподавании курса «Человек и общество», Сабиров А.Г., профессор кафедры философии и социологии Елабужского государственного педагогического института, учитель школы-гимназии № 4 г.Елабуги, отмечает необходимость организовать его преподавание «на основе новой парадигмы «человек — мир», то есть рассматривать реальность мира в человеческом измерении, во взаимодействии с человеком как активным субъектом, преобразователем окружающего мира и самого себя». Одним из основных направлений оптимизации преподавания курса «Человек и общество» Сабиров А.Г. выделяет обеспечение системного видения проблем человека с точки зрения всех основных форм духовного освоения мира (мифологий, искусства, идеологии, науки, религии и философии).

«Необходимо рассматривать предмет «Человек и общество» как особый, специфический предмет (как часть философской науки), в котором огромное значение имеет личностный, индивидуальный аспект осознания окружающего мира, самого себя в этом мире. Он одновременно включает в себя:

  • особый тип умонастроения, личностного видения проблем мира, самого себя в этом мире;
  • целостную систему методов, способов, приемов, целенаправленного действия в окружающем мире, самосознания и саморефлексии;
  • единую систему знаний, идей, настроений, идеалов, ценностей, помогающих человеку осознать свое место и роль в мире.

В преподавании данного предмета важно раскрыть представления о человеке, содержащиеся во всех основных формах духовного освоения мира (мифологии: полу­легендарное, сказочно-фантастическое видение человека; искусстве: эмоционально переживаемое видение; идеологии: видение человека через призму чьих-либо интересов; науке: рационально-понятийное видение; религии: видение человека с точки зрения различных верований; философии: видение человека как рефлексирующего существа)» [9].

В общецивилизационный аспект включаются такие безусловные ценности, как:

  • гармонизация взаимоотношений человека и природы;
  • высокий уровень и качество жизни человека;
  • плюрализм мнений, идей, верований;
  • права и свободы человека;
  • глобальный гуманизм как основная форма духа;
  • человек как высшая самоценность и самоцель развития общества; и т. д.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы попытаться рассмотреть такие проблемы, как:

  • природа и сущность человека;
  • человек и природа;
  • человек и общество;
  • человек и духовная культура общества;
  • человек среди других людей;
  • человек и его духовный мир;
  • будущее человека

с несколько другой точки зрения, а именно:

  • человек — сумма взаимодействий (Ф.Капра, «Дао физики»);
  • человек как «место приложения сил, проявляющихся силовыми полями и характером ПСС на основе знаний свойств Пространства и Времени и характера связей внутреннего мира человека и окружающей среды» (Гоч В. П.);
  • высокий уровень и качество жизни человека в непосредственной связи с экологией человека и, прежде всего, духовным благополучием человека и чистотой пространства его обитания;
  • человек не как высшая самоценность и самоцель развития общества (это возможно на первых этапах познания человеком себя и окружающего мира), а как «подобие и образ Создавшего его» и «обновляющегося в познании Его» (Кол. 3:10);
  • человек как духовное существо, способное раскрыть свой дух и стать со-работником Бога в непрестанном служении Ему на благо и пользу всего Мира.

Основываясь на методике работы в ПСС, можно постепенно подводить человека к необходимости раскрытия в себе духовных аспектов, что приведет жизнь человека в согласие с Волей Божией и радостное подчинение Высшим Законам. И это когда-нибудь случится, но прежде мы должны научиться подчинению социальным законам, что проявится в их как бы незаметности: человек станет ощущать свободу в рамках земных законов, но насколько величественны Законы Духовного Мира!

Этому надо учиться с младенческого возраста, впрочем «лучше поздно, чем никогда».

И здесь необходимо рассмотреть такой важный вопрос, как совместимость программ духовно-нравственного воспитания с психологией возраста детей.

Программы гуманитарного цикла предназначены для детей среднего и старшего школьного возраста:

I. программа «Уроки Этики, или Дорога к Себе»
для учащихся 5-6 (6-7) классов — 11-12 лет.

II. программа «Мы и Мир»:
1. «Родники» для учащихся 8 (9) классов — 14-15 лет.
2. «Истоки» для учащихся 10(11) классов — 16-17 лет.

Определим возрастные особенности этих периодов по оценке современных психологов и, в частности, профессора В.В. Зеньковского, психолога и педагога, богослова и философа.

В своем труде «Психология детства» он называет период возраста с 7 до 11 лет — «второе детство», где «основной предмет внимания ребенка лежит таким образом уже не в его субъективном мире, а вне его: мир, люди, история, будущее — все это внесубъективно. Основная установка детства — подготовка к самостоятельной деятельности, принимает здесь форму «приспособления», «изучения», «сознательного подражания», «мечтательного» построения будущего… Вообще говоря, второе детство отмечено некоторым сосредоточением сил на приспособлении к реальности, на изучении ее, и это значительно стесняет внутреннюю свободу, не дает простора игре фантазии…

…Здесь впервые вырастают такие «цветы зла», как настоящая ложь, — здесь же из невинного лукавства, шалостей первого детства вырастает двусмысленная «игривость».

Зеньковский В.В. отмечает, что в этой игривости кроется и социальная опасность, так как введение других в заблуждение может быть использовано не только для игры, но и для достижения жизненных целей, не сознавая социального резонанса своих шалостей.

«Мы, взрослые, понимаем, в какую перспективу глядит дитя, знаем, куда заведет опасная дорога, на которую оно ступило, но дитя этого не знает, не понимает и тем легче становится жертвой своего незнания, тем легче поддается соблазнам, — тем менее понимает наши наставления и видит в них лишь «придирки». Вот отчего надо быть так осторожным с детьми в это время; своими поучениями мы можем лишь оттолкнуть их от себя, ибо дети не узнают себя в этой характеристике, которую мы им дадим — она покажется им несправедливой. Дети понимают и сами, что идут неправильным путем, но опасные результаты их поведения рисуются перед ними в таких скромных чертах, что они не видят особой беды в своих шалостях. Отсюда та психология легкомыслия, которую особенно часто не понимаем мы, взрослые, и которая, однако, чрезвычайно характерна и для второго детства, и для отрочества, и для юности» [6].

Я не случайно привожу такие длинные цитаты, так как в дальнейшем работа будет строиться на основе понимания психологического аспекта причинности.

Горький жизненный опыт, о котором много говорят психологи, тяжкой ношей ложится на хрупкие плечи ребенка, «старит дитя». Нетрудно встретить в школе, на улице детей с уставшими глазами, в которых видна печаль души. «…отсюда особая чувствительность ребенка в это время к жизненным ударам, внутренняя беззащитность. Психическая депрессия ребенка в это время легко может закончиться самоубийством — ибо ребенку нечего противопоставить тяжелому жизненному опыту, нечем восстановить в себе психическое равновесие. Это делает дитя чрезвычайно хрупким в это время именно в его эмпирической личности.

…сознание ребенка становится уже руководящей силой, но оно еще слишком слабо и хрупко, дитя уже не живет в узком кругу своих переживаний, но еще не владеет силами, чтобы бороться с той горечью, которая вливается из вне» [6].

Здесь необходимо отметить, что если в этот период у ребенка не будет настоящих праздников для души, тогда он станет искать праздники в «приключениях», что равнозначно притягиванию подобного к подобному, горечь к горечи. «Ложка дегтя в бочку с медом» — где уж здесь говорить о чистоте души?! И умеем ли мы сегодня видеть вокруг себя праздники и творить их? В большинстве своем, к сожалению, не умеем. Итак, горечь проявилась и имеет тенденцию к росту.

Программа «Уроки Этики, или Дорога к Себе» задействует пограничное состояние: второе детство — отрочество. Здесь очень важно отследить проявление «дегтя» в жизни подростка, так как ребенок начинает обращаться к своему внутреннему миру.

«После второго детства с его преимущественным вниманием к внешнему миру, с его напряженным стремлением к познанию мира, отрочество дает резкий поворот внимания подростка к внутреннему миру. Впервые в зреющей душе появляется настоящий интерес к своей собственной личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью, своими переживаниями, погружается в свои мечты» [6].

Специфика уроков предполагает раскрытие именно психологического аспекта, то есть ребенок должен вести себя так, как будто из него что-то вылезает. Мастерство педагога будет заключаться в том, чтобы это «нечто» как бы заставить вылезти полностью и убрать навсегда из жизни этого человека через чистоту свою внутреннюю и внешнюю. Здесь же вопрос дисциплины, чтобы «это нечто» вылезло незаметно для всех! (Пока так не получается.)

Здесь «крайний и ясно сознаваемый субъективизм кладет печать на всю активность подростка, которая нередко бывает отмечена некоторым вкусом к авантюре. Несбыточность мечтаний, нереальность планов, неблагоразумие избираемого пути вовсе не смущают подростков, а часто даже психически поднимают в нем вкус к движению в данном направлении. Подросток как бы обретает в самом себе, в своих порывах и устремлениях единственное руководящее начало, всякие авторитеты теряют в это время свое влияние, подросток начинает верить только самому себе, своему личному опыту… В отношении к окружающим начинает часто сказываться какое-то нарочитое неуважение, запальчивая небрежность, заносчивость, нередко переходящая в форму навязчивого желания поучать других людей. Подросток преисполнен веры в то, что ему удастся то, что не удавалось другим» [6].

И действительно, работая с детьми отроческого возраста, видишь их критическое отношение ко всему, что окружает их. А отсюда недалеко и до агрессии, что особенно ярко проявляется в группах подростков. Если работать с отдельным ребенком — это и яркая личность, индивидуальность, и можно отследить творческие наклонности. Но в группе — это другой человек. Сталкиваемся здесь и с моментом влияния родных на ребенка: если есть непонимание между ними и преподавателями или непонимание задач, которые необходимо решать всем вместе (родители — ребенок — преподаватель) — тогда ситуация или будет выходить из-под контроля, или станет кому-то неинтересной.

Не следует забывать о том, что сегодня игра для подростка развивается в более скрытой и утонченной форме.

«Душевный мир подростка, с его крайним субъективизмом, с его погруженностью в самого себя, требует преимущественно своего осознания — и игры, в новой утонченной и скрытой форме, служат средством этого осознания. Не чужая душа, не далекий социальный мир осознается ныне в играх, но дитя ищет в играх этого времени способ понять самого себя в свете сложившихся форм жизни» [6].

Сегодня дети не убегают «по Майн Риду», «по Куперу» в неизведанные края, но сегодня дети спускаются в подвалы, «кучкуются», «тусуются». Там свои интересы, свой мир — мир жесткий, порой жестокий. Собираются на квартирах — там тоже свой мир, хоть и отличный от предыдущего. Не все, но много таких детей. Можно ли с ними работать? Можно, ведь они практически все посещают школу. И пока не вижу большой разницы между благополучными и «трудными» детьми — они все просто дети, со своими бедами — горестями, радостями — счастьями. (Здесь же можно включить в реестр компьютерные игры, просмотр многочисленных телесериалов как для подростков, так и для взрослых; американские мультфильмы боевики, фильмы ужасов; занятия восточными единоборствами и т.д. Не нужно запрещать, но нужно объяснять пагубность в настоящем и будущем этих занятий для души.)

Конечно, есть разница в работе с группой (классом) или индивидуально. В программе явно не хватает новых игровых моментов, динамики; ролевых разработок в свете причинности. Совместными усилиями психологов -практиков, работающих в Причинно-следственных связях, и преподавателей, ведущих этот предмет, можно будет наработать опыт, результатом которого станет гармонизация личности, задания на будущее движения по Пути хотя бы без ям и провалов, надолго отодвигающих развитие этого будущего. «В отрочестве психология игры, неразличение реального и воображаемого соединяются с настоящим лукавством, сознательной хитростью и ложью и в то же время это именно «защитная» игра… Несчастье, если вся эта игра с «подпольем» закрепится в силу тех или иных внешних условий — тогда душа искалечится навсегда, но если пройдут эти годы «бури и натиска», подросток вынесет полное понимание социальной действительности во всех ее силах и двигателях, в её основных и побочных путях. Отрочество — это детство, ибо не готово еще юное существо к зрелой жизни, к самостоятельной и ответственной социальной активности, но это особый период детства, когда подросток осознает все свои внутренние движения, внутренне как бы выпрямляется во весь рост. Как в половодье широко разливается река и становится мутной, неся на своей поверхности бесконечно много разных вещей, обломков, — так отрочество, это подлинное психическое половодье, делает душу замутненной и выносит наружу все, что накопилось и оформилось в «подполье» …» [6].

Но с другой стороны, зачем же нужно это «мутное половодье» в без того загрязненном жизненном пространстве? Может, просто решительно отказаться от него?! Тогда, взамен половодья, нужно открыть родники с чистой хрустальной водой! Эти родники должны проявить связь с глубинными и могучими корнями рода человеческого и духовным развитием и становлением Нового Человека.

«Родник — водный источник, текущий из глубины земли, ключ» (С.И.Ожегов, «Словарь русского языка»).

У каждого человека свой родник, свой единственный ключ, могущий напоить его, излечить, освежить, ободрить; дать ощущение вкуса жизни и быть напоминанием вечности своей; а в отражении на поверхности увидеть и свою «кривую рожу», и лицо этой Вечности.

Где-то в Глубинах Космоса, этой бесконечной Жизни, вспыхнул Свет и в мгновение ока достиг предела Земли-Матушки. Такой трепетный и нежный, но преисполненный величия и силы точкой-звездочкой коснулся поверхности земли и там, в глубине ее, вдруг возникло движение. К точке касания стали стремительно и покойно подниматься волны неизъяснимой радости, одна за другой. Это сама Жизнь в Прекрасной Полноте своей является перед нами. Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу Жизни и наполнитесь живым Светом и пролейтесь наружу живой водой. И вот он, родник, возникший из вас самих… Легкими, неслышными толчками изливается из глубины хрустальная вода и наполняется чаша до краев. И светится вода сиянием солнечных лучей, окрашенная лазурью небесного свода и пением птиц, журчит ручей, бегущий навстречу множеству ручейков, чтобы слиться где-то там, вдали, в Океане. Зачерпни чашей рук своих воду родника, поднеси к лицу своему и ощути запах свежести необыкновенной. Вкуси этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни, данной нам Отцом Небесным в сиянии Воли Его. Наклонитесь над зеркалом родника и всмотритесь в прекрасные образы, всплывающие в нем. (Родник — это род, поколения, Родина, защита святых, святыня.) А все кривое, безобразное ложится на дно, окутывается песчинками, исчезая в забытьи. Посмотрите вокруг себя — этот чудесный мир раскрылся сияющей Красотой; необозримой и Вечной.

Задавая подобную ориентацию, мы можем исключить «ловлю рыбки в мутной водичке», и ориентировать отрока на лучшее и чистое, что есть в его зреющей душе. Тогда не надо будет как бы отскребать и выгребать наслаивающуюся на нее, душу, грязь — она сама собой, как уродливые и безобразные картинки, канет в Лету. Само Время несет в себе сегодня свойства очищающие и вдохновляющие; и это не мутная река Времени, а стремительный, кристально чистый поток Воды, заботливо принимающий в себя всех, имеющих хотя бы капельку Воды Жизни, потому что капелька и Океан суть одно и то же (Лао Цзы, Омар Хайям).

Главное в нашей работе — затронуть струны души ребенка или взрослого, и на чистой ноте заставить ее прозвучать хотя бы один раз — робко и несмело, или в полный голос. Тогда и появится возможность войти в этот животворящий поток, и быть в нем.

Мы только еще начинаем и это начинание действительно пока, подчеркиваю — насильное насаждение Праведного Понятия гармонии Мира, прежде чем Оно (Это Понятие) будет понято нами, людьми.

«Добиться силой с помощью Преобразования всего искаженного, происходящего уже теперь, означает, что ложное, нездоровое непременно должно окончательно зайти в тупик в себе самом, принуждаемое к этому Непреодолимой Силой и Энергией Света!» (Абд-ру-шин, [1]).

Давным-давно сказано, что все несчастья и беды происходят от невежества, суть коего не в безграмотности и неумении держать вилку и ложку, но в бессовестности, бесстыдстве, нежелании познать Единые Законы Природы и подчиниться им, черпая в них созидательную и творящую силу для земной жизни.

В детстве, а особенно в отрочестве, ребенок нуждается в защите не только физической, но прежде всего психической и духовной, то есть душевной, подразумевая под этим зреющий в душе Дух. Здесь есть свои нюансы, и надо об этом знать и иметь в виду.

Главная и единственная задача взрослых — воспитателей и родителей — защита детей, которую мы способны и обязаны предоставить ребенку тогда и там, где это необходимо, но согласно заслуженности ребенком этой защиты. Ребенок добровольно оказывает нам в качестве дани уважение, в котором кроется потребность опереться на взрослого. Но этот Закон Природы мы в большинстве случаев разрушаем тем, что выбрасываем ребенка из его вполне естественных ощущений посредством стремления сделать его рассудочно-сообразительным, чтобы мы могли им гордиться. Мы вводим его во взрослый мир, к сожалению, извращенный мир, не ограждаем его от разговаривающих взрослых, не даем им знать, что здесь им не место. Тем самым предоставляем ребенку возможность для раннего созревания. Но рано созревший ребенок — это плод, ядро которого еще не достигло зрелости, в то время как оболочка уже вот-вот состарится! Мы с гордостью подчеркиваем, какие взрослые наши дети! Но ведь это абсурд, это нездорово, это мешает Чистому Ощущению, всякой гармонии.

Второй момент — предоставляя ребенку защиту, нам необходимо требовать компенсации, чтобы ребенок постигал на собственном опыте, что возмещение обязательно всегда, и что в этом заложены Гармония и Мир. Отсутствие понятия непременного возмещения лишает почвы и приводит к падению если не раньше, то позже. Если этот принцип будет тщательно соблюдаться при всяком воспитании, то, наконец-то, вырастут свободные люди, угодные Богу. Сознание необходимости этого понятия должно быть вмещено в ребенка уже с первого дня, дабы таким образом стало его собственным и вошло бы в его кровь и плоть. И за примерами ходить далеко не надо, ибо там, где отсутствует праведная компенсация — там возмущение, недовольство, бедствия. Предназначение Учителя, воспитателя, наставника как раз и заключается в том, чтобы силой своей чистой души, своего сердца, духа трансформировать, преобразовать то негативное, что словно скорлупой окутало наших детей, в благодатную почву, на которой можно посеять золотые зерна Истины, могущие дать дружные и сильные всходы, тянущиеся в Высоту, к Свету; дать возможность пролиться наружу той Кристальной Чистоте, что заключена в них, детях.

Тогда легче будут протекать сложные физиологические и психические процессы; неустойчивая, неспокойная пора отрочества обретет точку опоры во внутреннем равновесии своих сил; не будет терять темп и гармоничный ритм жизни ребенка, что приведет к плавному переходу к юности.

Третья программа — «Истоки» — снова задействует пограничное состояние ребенка: отрочество — юность.

Послушаем, что говорит об юности В.В.Зеньковский: «Время юности необыкновенно прекрасно не той невинной грацией, которая так чарует в ребенке в раннем детстве, и которая неповторима, — но той новой грацией, источник которой лежит во внутренней свободе, в расцвете всех сил, в чисто художественном подходе к миру. Основная установка в юности действительно несет эстетический характер. Юноша, девушка достаточно уже сильны интеллектуально, но они еще не вступили в трезвую и будничную пору своей жизни: стоя на пороге ее, в полноте понимания действительности, но и в полноте расцвета внутренних сил души, еще не смятых, еще рвущихся вперед, — юноши, девушки подходят к действительности как художники, как творцы. Они не рабы ее, не властители, они не ищут в ней пользы, но на пороге своей зрелости противопоставляют действительности всю силу своих творческих порывов, всю энергию своих замыслов…» [6].

Я не собираюсь как-то оспаривать эти слова: они верны в своем месте и в свое время («Сказки дервишей»). Думается, что согласно той канве, красной нити, которой я пытаюсь следовать в своих рассуждениях, необходимо обратить внимание именно на слышание или механизм слышания. Детей надо учить слышать других, себя и то пространство и время, в котором они (мы) находятся. Именно слышание, а не послушание. Тогда не переполнится душа его, не захлебнется в потоке чувств и ощущений — положительных или негативных; не надломится душа его, глядя на несовершенство людей и дел их; не порвутся струны арфы-души в порывах ее спасти весь мир… Но в постоянстве и равновесии будут умножаться его силы, чувства, и придет ощущение пользы его жизни. «Весь внешний мир дорог и нужен, но как материал творчества, цели и замыслы которого определяются внутренней работой духа: здесь нет ни одностороннего погружения в объективный мир, ни пренебрежения к нему, нет ни рабского, ни фантастического отношения к нему. Мир влечет к себе юность, но она всегда благоухает духовной свободой: мечты становятся идеалами, высшими задачами активности — юность никогда не предает своего духовного первородства. Эстетический и этический идеализм, подлинное бескорыстие во всех увлечениях — необыкновенно красят юность, словно всегда обращена она к Бесконечному, обвеяна Его дыханием» [6].

И очень не хочется, чтобы человек, входя в пору зрелости, вступал «на арену самостоятельной борьбы за существование». Ведь это будет означать обрыв путеводной нити, и «в этом лежит источник ее разочарований, ее исканий, юность нередко становится жертвой своей доверчивости и благородства, своего идеализма» [6].

Здесь же можно отметить еще одну фразу, не менее важную: «То, что замышляет юность, осуществляем мы в зрелом возрасте. Нам приходится погрузиться в самую «гущу жизни», приходится переживать много разочарований и растерять много сил, — и юность с ее энтузиазмом и верой в свои силы, с ее верой в добро, исканием прекрасного, пламенным, порой даже жертвенным служением идеалу, с ее духовным бескорыстием, чистотой и какой-то свежестью рисуется нам в зрелом возрасте как самая лучшая пора жизни» [6].

Но это звучит несколько грустно, так как человек, вступая в зрелую пору, не использует в своей дальнейшей жизни эти бесценные откровения детства и юности, но оставляет их там, за спиной, чтобы вновь и вновь возвращаться туда в переживаниях и воспоминаниях. Но почему бы это бескорыстие, чистоту и свежесть не привнести в дальнейшую жизнь и не сделать взрослую пору жизни еще одним бесконечным откровением обаяния, красоты, мудрости!

Послушаем еще раз, что говорит Зеньковский В.В.: «Если вернуться теперь, после обзора основных периодов детства, к общей характеристике, то мы можем сказать еще раз, что недаром детство так продолжительно: оно заполнено сложным процессом развития физических и психических сил, усвоением основного минимума социальной традиции, изучением мира и выявлением всей таинственной глубины, всей полноты субъективной жизни и, наконец, координацией открывшихся путей действования под углом творчества. Все это переживает юное существо, не погружаясь до конца в реальность, не входя в нее целиком: основной формой активности являются игры с их неразличимым сплетением реального и воображаемого. Вместе с постепенным изменением психической установки, модификации которой отвечают различным периодам детства, меняется и роль игры в психической жизни. Всюду имея центральное значение, игры, однако, не остаются одинаковыми в разные периоды детства: в этом смысле детальное изучение психологии игры (понимаемой в широком смысле слова) в разные периоды жизни пролило бы новый свет на внутренний мир детей, подростков, юношей и девушек. В сложном, многообразном процессе развития формируется личность, — и если в начале развития она представляется, по известному выражению Герберта, «хамелеоном» в смысле ее внутренней неопределенности, то к концу детства личность уже совершенно определяется» [6].

Здесь слышатся, как бы напрямую, указания, — что, собственно надо сделать и чем заниматься, решая проблемы духовно-нравственного воспитания.

На мой взгляд, это можно обозначить так:

1. Исследовать пограничные состояния периодов жизни человека:

ранее детство — второе детство;
второе детство — отрочество;
отрочество — юность;
юность — взрослый период.

2. Исследовать качество времени как отдельных периодов жизни, так и всей жизни человека (используя методику работы в ПСС).
3. Исследовать качественные изменения самосознания как социально-психической функции (мотивы и содержание, …).
4. Изучение психологии игры:

  • качественное изменение Реальности — внутреннего мира человека (игра как луч Света, поражающий зверя в душе).
  • качественное изменение отношений («Философия Высшего Творчества», с. 136) ко всему сущему через игру («в игре дитя вовсе не стремится познать действительность» через интеллектуальное понимание — это просто игра, через которую он просто живет).
  • исследование качеств эмоциональной сферы;
  • исследование «пути приспособления» и пути творчества и их сил в разные периоды (во времени и пространстве);
  • исследование психических (внутренних) корней игр;
  • игра как цель и средство нового подхода к гармоническому развитию человека (Зеньковский В.В., «На пороге зрелости»);
  • праздник как психологический аспект игры.

5. Исследовать суть полноты детства:

  • реальное и воображаемое (тождественность).

6. Координация через творчество открывающихся возможностей и самокоррекция жизненного пути через действие Нового Закона («Философия Высшего Творчества», с. 131):

  • рисование форм вращения;
  • настройка на Высшее через наблюдение, созерцание прекрасного;
  • личный пример как образец подражания: живи так, как учишь других;
  • задание работы для души (сказки, притчи, мифы, мультфильмы и т. д.), прохождение через медитационные формы.

Круг обозначенных задач, конечно, должен быть шире и глубже. Видно, насколько обширны и достойны внимания задачи и пути их расширения. Ведь все только начинается. Жизнь в Полноте и Полнота жизни — это прекрасно и необходимо для человека ищущего, идущего, раскрывающего Мир и заботящегося о Мире.

Разработана авторская программа гуманитарного цикла «Уроки Этики, или Дорога к Себе», которая включена в учебный план в инвариантную часть как школьный компонент в средней школе № 1 г.Кедрового Томской области. Автор представил эту программу на областной конкурс в 1997 году и стал лауреатом регионального конкурса авторских программ дополнительного образования. В настоящее время программа проходит конкурс в рамках Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абд-ру-шин. В Свете Истины. Послание Грааля. Т. 1-3. -Штутгарт; Издательство «Фонд Послания Грааля», 1992.
  2. Библия -М., 1988.
  3. Гоч В.П. Философия Высшего Творчества. Серия «Философия Высшего творчества». В 4-х книгах, кн. 1. — Екатеринбург, Издательство «СВ-96», 1997.
  4. Гоч В. П. О методе работы в Причинно-следственных связях. Диссертация на соиск. уч. степени доктора технических наук. М., Академия медико-технических наук. Отделение при МГТУ им. Баумана, 1996.
  5. Гоч В. П. О работе в Причинно-следственных связях // Сознание и физическая реальность, том 1, № 3, 1996, с.71-74.
  6. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
  7. Капра Ф. Дао физики. — Спб, 1994.
  8. Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. — Дубна: Издательство «Свента», 1994.
  9. Сабиров А. Г. Преподавание курса «Человек и общество»: некоторые итоги //Преподавание истории в школе, №9, 1996.
  10. Сказки дервишей.
  11. Омар Хайям. Серия «Созвездие мировой поэзии».

Нечаев А.В., г.Кедровый Томской обл. (Труды школы «Причина и Карма»)
Избранное г. Тюмень 2000г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =