Ориген [3; с.238], говоря о сотворении человека указывает, что в Библии говорится «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26); и далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Сказано о сотворении по образу, но не по подобию. Этим показано, что достоинство образа человек получил при сотворении, а совершенство подобия человек сам должен приобрести себе прилежными трудами в подражании Богу, так как возможность совершенства дана ему вначале через достоинство образа, совершенное же подобие он должен получить в конце сам, через исполнение дел. В Евангелие сказано, что Иисус говорит о своих учениках: «Да будет все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны воедино» (Иоан. 17:21,23).
Но человек, будучи незрелым в духе, не став еще подобием Творца, вкусил плод добра и зла. «И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него смертию умрешь» (Быт. 2:16-17). Дерево познания добра и зла есть запись горького опыта Иных миров, бывших ДО… и замкнувшихся, не реализовавших заложенное в них начало развития и совершенствования. Человек принял этот горький опыт. У дерева познания «…есть сила дать знание того, что хорошо, и того, что плохо. И оно не устранило его от того, что плохо, и не утвердило в том, что хорошо» [2; с.288].
Суть человека, его возможности, потенциальное совершенство, прямой путь совершенствования в духе оказались закрытым для самого человека. Человек выпал в более низкие вибрационные уровни Творения и уже мог проявлять только некоторые отраженные аспекты своей сути. Познание же Истины и проявление ее новых качеств, аспектов позволяет человеку раскрыть аспект Божественного в себе.
«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:17-18). Рождающийся в человеке внутренний огонь, его дух есть ключ к Раю, а Рай есть открывшийся для человека Новый Совершенный Мир. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). И для этого «…преобразуйтесь с обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). «Тот, кто обладает знанием истины, — свободен. Свободный не творит греха, ибо тот, кто творит грех, — раб греха. Мать — это истина… Если вы познаете истину, истина сделает вас свободными. … Если мы познаем истину, мы найдем плоды истины в нас самих» [2; с.290, 294].
Дерево Жизни, корнями уходящее в Небо, — это символ и пути Человека сотворенного как аспекта осознания Сущим самого себя, и путь каждого человека, и путь Силы как атрибута человека и проявления Творения. Ветви этого дерева — аспекты качеств, свойств Творения. Человек прошел трудный путь своего становления, и какие-то ветви больны, в каких-то жизнь спрятана глубоко и проявляет себя частично, что-то разорвано, искажено. Но дерево его жизни живо, и корни этого дерева дают человеку надежду и возможность преображения. Все сотворено для бытия, и человеку надо выйти на дорогу бытия, общую для всего сотворенного. Для этого ему надо выйти из мира «личной жизни», «личного времени», обособления от единого потока жизни, снимая с себя личины искажений Истины, накопленные человеком во времена падения.
Осознанием человека Творение Сущего приобрело новое Направление, стало проявлять Совершенство. «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» (1 Кор. 2:9). Вибрации духа Человека совпали по подобию с изначальными вибрациями Совершенного, человек и Творение в Принципе стали едиными. Сейчас Время совершенства и проявления целостности Качеств.
Образ пути человека — дерево, корнями уходящее в Небо. Обычный человек бредет по кроне по тонким боковым веточкам, у него нет цельности, что-то фрагментировано, что-то искажено, что-то потеряно, что-то не проявлено. У человека, идущего к цельности, к совершенству, есть определенная свобода пути. У обычного человека это выглядит как размытость пути, вариантность. Он выбирает варианты, совершает «обходные маневры», он может по своей воле даже остановиться…
У обычного человека есть поле путей развития. Его будущее определено процессом становления Реальности и человека и созданными в прошлом причинно-следственными связями, записями искажений. Чтобы стать совершенным — надо снять все накопившиеся за тысячелетия эволюции искажения и искажения, принятые человеком в результате грехопадения, все чуждое Жизни. Это и есть внутренняя работа человека. «…преобразуйтесь с обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Будущее состояние системы как бы притягивает, организует, формирует наличие ее состояний. Развиваясь человек совершенствует свою душу, создает условия для развития своего духа и начинает ощущать зов Мира, единение с ним, понимать, ощущать пульс Жизни. «…рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. …должно вам родиться свыше» (Иоан. 3: 5-7).
Путь человека, развивающего и совершенствующего духовные аспекты, становится все определеннее, в нем уже нет случайностей, все закономерно. И эта определенность, единственность пути и есть путь духовного развития — человек обретает совершенно новое качество бытия. И эта единственность пути и есть максимальная свобода человека в Творении, свобода быть в Реальности, в единении с Мирозданием, проявляя свою индивидуальность как часть Творения. Это путь к изначальному себе, но уже осознавшему себя и свое место в Мире.
Здесь та же закономерность, как и при прохождении Зеркал или при подъеме с одного вибрационного плана на другой. Человек переходит в новое состояние, и здесь проявляется закон пропорциональности, закон золотого сечения, который выводил еще Платон в своей диалектике.
А далее — путь совершенствования и переход в следующее новое качество, и там — свобода творчества, Со-Творчество во всей бесконечности проявления. Корни у Дерева Жизни сильные мощные и не ограничены ни чем, и человек поднимается к истокам, пройдя путь искажений, и путь снятия искажений, осознания, и путь преобразования, совершенствования. Человек, как осознание Миром себя, несет Миру новые аспекты осознания и новые проявления творящей Силы.
Бессмертие рождается в лоне человеческого духа, как его творческая неисчерпаемость. Рождаясь духом, проявляя духовные эманации, опираясь на духовный план, развивая и совершенствуя тело следующего опорного (ментального) плана, человек взаимодействует с Силами уже напрямую. И сам становится все более и более Силой.
Бессмертие присуще человеку, его жизни. Это — его высшее качество как Целостного. Суть бессмертия и состоит в способности человека полностью реализовать себя, подняться над ограниченностью, стать в полном смысле слова Человеком, Ликом Вечности. Мир всегда образуется, становится. Жить — значит соотносится с Вечностью. Настоящее рождение человека, истинное рождение Человека в Реальности происходит в момент проявления внутреннего мира человека как такового в Реальность в полноте и целостности (но это не окончательное совершенство, а лишь начальное качество его, само совершенство беспредельно), а не единичного и неравномерного проявления отдельных аспектов через внешнюю деятельность человека. Внутренний мир созревает, и раскрывается истинный Человек, человек становится индивидуальностью, занимая свое место в единой гармонии Творения. «Кто познает природу вещей и свою собственную, тот познает, что такое Небо, потому что именно оно и есть внутренняя сущность» (Конфуций).
Индивидуальность
В индивидуальности человека проявляется тайна всего Бытия. И разные пути ведут к Единому, являясь частью Целого. Обретая целостность, каждая сущность обретает Свободу. Обретая Свободу, сосуществует с другими неслиянно и нераздельно. Свобода изначально присуща Сущему.
Человек начинает ощущать свою причастность, единосущность с Миром, а не равенство с Ним, не обожествление себя, он начинает ощущать приуготованное для него место в Творении. Не Мир и человек, а Мир в Человеке и Человек в Мире. Все само по себе, и все едино в Духе. Всякое же целое открыто другому целому, едино с ним в Высшем.
«Наше истинное Я есть изначальная субстанция Вселенной. Когда мы узнаем себя подлинного, мы не только воссоединяемся со всем человечеством, но становимся едины с изначальной субстанцией всего Универсума, воссоединяемся в духе с Божественным разумом» (Нисида Китаро, 1870-1945).
«Совершенный человек …облечется совершенным светом и [станет сам] совершенным светом» [2, с.289].
Катцына Е.В., к.э.н., г.Тюмень (Труды школы «Причина и Карма»)
Избранное г. Тюмень 2000г.
ЛИТЕРАТУРА
- Библия.
- Евангелие от Филиппа. В сб. Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии. — М.: Мысль, 1989, с.263-296.
- Ориген. О началах. — Самара: Издательство «РА», 1993.